День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Куда жаловаться потребителю?

Несмотря на то что иностранные бренды уходят с российского рынка, обязательства перед покупателями у них остаются, говорят в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области. Что делать и куда обращаться? И где еще имеются нарушения? Об этом в нашем материале.

Незаконный отказ

– Оформила заказ в интернет-магазине. Получила на почту письмо с деталями заказа и текстом, что со мной свяжутся для подтверждения. По прошествии времени обнаружила, что на сайте цена заказанной позиции изменилась, а еще некоторое время спустя компания в одностороннем порядке отменила мой заказ, – пожаловалась нижегородка Анна. Она недоумевает: разве это законно?

В Управлении Роспотребнадзора подтверждают, что односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение их условий не допускается.

– В соответствии со статьей 23.1 закона «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю, – объясняют в контролирующем ведомстве. – В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать либо передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему из-за нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара. Кроме того, продавец должен уплатить неустойку за каждый день просрочки. Она равняется половине процента от суммы предварительной оплаты товара и взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена. Конечным сроком оплаты неустойки считается день передачи товара потребителю или возврат ему уплаченных денег. Правда, есть и ограничение: сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Обман на дистанте

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова отмечает, что в последнее время количество жалоб на продажу товаров дистанционным способом увеличилось.

– Сейчас потребители жалуются, что уже оплаченные заказы отменяются, – говорит она. – Здесь идет нарушение прав нижегородцев. В соответствии с правилами дистанционной торговли при выдаче товарного или кассового чека договор считается заключенным. И односторонние изменения недопустимы.

Также жалуются нижегородцы на случаи мошеннических действий, когда они либо не получают заказанный товар, либо получают другой.

– Не всегда можно воспользоваться своим правом, чтобы обменять товар или вернуть средства, – предостерегает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. – Часть жалоб идет на покупку товаров в соцсетях. В этом случае надо понимать, что закон о защите прав потребителей не регулирует правоотношения физических лиц, поэтому надо быть очень внимательным при заключении подобного рода сделок.

Однако если все же вы заключили договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, к которому у вас появились претензии, надо их оформить письменно и направить почтой России по юридическому адресу компании письмом с уведомлением. Сроки удовлетворения претензий разные. Например, если вы требуете, чтобы продавец вернул деньги, то сделать это он должен в течение десяти дней. Если товар, который вы получили, вам не понравился, на его обмен законодательство отводит семь дней. На исправление некачественного товара – 20 дней, а на ремонтне более 45 дней.

Причем сейчас нередки ситуации, когда возникают сложности при ремонте купленного, в том числе дистанционно, товара. Например, принес человек смарт-часы в сервисный центр, а там говорят, что запчастей нет – ждите.

– В этом случае потребитель может потребовать возврата денег за товар, которым не может пользоваться свыше 45 дней, – говорит Нина Цветкова. – Существенным недостатком смарт-часов является, если не стало работать приложение. Даже если срок гарантии закончился, производитель в течение всего срока службы должен обеспечить работу программного приложения, чтобы товаром можно было пользоваться.

Кто поможет?

До сих пор поступают в Управление Роспотребнадзора по региону обращения на отмену туристических поездок в 2020 году. До конца 2021 года туроператоры должны были потребителям выплатить за них деньги. Но не все это сделали. Жалуются нижегородцы на отмену перелетов.

– В данном случае мы руководствуемся нормами Воздушного кодекса, – объясняет Нина Цветкова. – Если авиакомпания отменяет рейс – отказ считается для потребителя вынужденным, ему возвращают сумму провозной платы. Срок удовлетворения жалобы 30 дней. Для этого надо обратиться с письмом с уведомлением на юридический адрес авиакомпании. Если придется судиться, суды воспринимают лучше, когда письмо отправлено не через сайт, а почтой. Через 30 дней деньги должны вернуть.

Дала начальник отдела защиты прав потребителей советы пострадавшим от таксистов. По словам Нины Цветковой, нужно, прежде чем садиться в машину, зафиксировать ее номер, название компании, которая вас обслуживает, узнать тарифы и конечную цену поездки. После того как оплатите, обязательно попросите платежные документы, иначе обращение сложно будет рассмотреть.

И, конечно, растет число жалоб на юридические услуги.

– Появляется все больше юркомпаний, которые в соцсетях предлагают бесплатную консультацию, – сообщила Нина Цветкова.

В итоге люди приезжают за бесплатной консультацией, а с ними заключают платный договор. Причем иногда даже заставляют брать кредит. Нижегородцы, к сожалению, документы подписывают, несмотря на огромные суммы. А когда специалисты начинают разбираться, оказывается, что практически никаких услуг недобросовестные дельцы не оказали, поскольку писали только запросы в госорганы, куда нижегородцы и сами могли позвонить. Разумеется, бесплатно.

Подобные проблемы часто приходится решать в суде. Проконсультировать нижегородцев по этому поводу смогут в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, телефон горячей линии 8 (910) 136-77-03. Позвонить можно и по круглосуточному номеру единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800 555-49-43. Операторы предоставят информацию о консультационной и судебной помощи потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

  • 025 (1758) 30.03.2022

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru