День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Карточная грамотность

Сейчас только ленивый не говорит о мошенничестве. Действительно, как сообщил заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин, телефонные аферисты традиционно активизируются перед Новым годом, поэтому никогда нелишне напомнить, как им противостоять. В то же время важно понимать, куда обращаться, если вас обманули, и как может помочь страховка, которую сейчас предлагают оформить банки. Об этом расскажем.

Новая схема

Телефонные злоумышленники стали для россиян угрозой номер один. Причем, чтобы вызвать больше доверия, они усложняют свои методы работы. И кем только не притворяются. В последнее время помимо лжесотрудников службы безопасности банков и полицейских на «тропу» криминала вышли лжеработники бюро кредитных историй (БКИ). Они звонят «клиенту» и информируют, что банк запросил его историю перед выдачей кредита.

Если человек начинает отрицать, что подавал заявку на оформление кредита, его наводят на мысль, что кто-то другой пытается взять кредит от его имени по поддельному паспорту. Аферисты предупреждают, что передают информацию о попытке подлога в банки, и просят дождаться звонка от банковской службы безопасности.

И уже якобы банковские сотрудники убеждают, что надо «противостоять злоумышленникам», подать онлайн-заявку на кредит. А потом просят перевести деньги на «безопасный счет», на самом деле – мошеннический. В итоге человек оформляет онлайн-кредит и остается без заемных денег.

– Банки не возвращают потери, если человек добровольно перевел деньги мошенникам или сообщил свои конфиденциальные данные. Поэтому ни в коем случае нельзя выполнять инструкции незнакомцев, особенно когда они касаются банковских счетов или карт, – отмечают в Центральном банке России.

Нужна ли страховка?

Сейчас на волне всеобщего страха многие банки разработали новый продукт и стали продавать услугу страхования банковских карт. Причем, как утверждают в финансовых учреждениях, страховка защищает в том числе от мошенников, которые получили данные вашей карты обманным путем. А затем перевели деньги на свой счет.

Однако надо внимательно читать условия. По факту оказывается, что получить возмещение вы можете, если вас ограбили у банкомата, в том числе насилием и угрозами выбили данные вашей карты и PIN-код, после этого сняли деньги (и все это надо будет доказать!). Ваши убытки покроют, если вдруг обнаружится, что вас без средств оставили, воспользовавшись поддельной картой, либо кто-то виртуозно подделал подпись. Может покрывать защита риски фишинга (интернет-мошенничества), скимминга (когда данные карты похищают с помощью специального считывающего устройства, которое накладывается на банкомат) и подобных действий.

Регулятор отмечает, что, как правило, в полисе прописываются дополнительные условия, которые вы должны выполнить, чтобы получить страховую компенсацию. Например, вовремя сообщить о краже.

– Обычно указывается точный срок, когда нужно заявить о хищении: пара суток или даже несколько часов, – объясняют специалисты. – За это время следует не только поставить в известность страховщика, но и опротестовать операцию в банке, чтобы он начал внутреннее расследование. А также написать заявление в полицию, без этого страховая откажет в выплате.

По словам экспертов, договор может предусматривать, что карту нужно заблокировать в течение суток или даже нескольких часов с момента хищения. Многие страховщики, прежде чем принять решение, требуют копию постановления полиции о возбуждении уголовного дела или отказа в этом.

– Чем осторожнее вы пользуетесь банковской картой, тем меньше смысла ее страховать, – отмечают в Банке России. – Но если вы планируете снимать с карты крупные суммы и опасаетесь грабителей, можно приобрести полис. Банки не возвращают деньги в случае грабежа или воровства наличных.

Когда деньги списаны

Если вы неожиданно обнаружили, что с карты украли деньги, нужно немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка.

Однако лучше заранее сохранить этот номер в телефоне, считают специалисты, чтобы не тратить время на поиски. Оператор службы техподдержки попросит назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС, которое он вам вышлет. После этого сотрудник банка заблокирует карту. Можно это сделать самостоятельно в мобильном приложении банка или в личный кабинете на сайте банка.Некоторые банки позволяют блокировать карты по СМС.

Кстати, имейте в виду, чтозаявить банку о краже и написать заявление на возврат средств нужно не позднее следующего дня с момента, как получили уведомление о подозрительной операции по карте. Тогда банк обязан вернуть деньги и без страховки. А если банк по каким-то причинам вообще не прислал сообщение о транзакции и вы случайно обнаружили незаконное списание, то вправе потребовать свои деньги и позже.

Но… Вам придется доказать, что соблюдали правила безопасности при использовании карты. Это значит не выкладывали ее фото в соцсетях, не сообщали никому секретные данные, не давали фотографировать. Если выяснится, что в краже имеется и ваша вина, – деньги не вернут.

Судебные разбирательства

Хотя надо понимать, что вряд ли какой банк захочет самостоятельно выкладывать энную сумму. Поэтому нужно готовится и к судебной защите. Финансовые услуги также входят в перечень, на который распространяется действие закона «О защите прав потребителей», поэтому обратиться можно в Роспотребнадзор. Это один из государственных органов, где вам смогут помочь как консультацией, так и участием в судебных разбирательствах.

Там сообщили, что целесообразность и вид участия в вашем деле сотрудники ведомства определяют самостоятельно исходя из представленных документов и доказательств вашей правоты. При этом даже если человеку самому приходится обращаться в суд, служба окажет помощь в виде дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей.

Чтобы воспользоваться такой возможностью, вам необходимо при подаче иска указать в нем после перечисления истца, ответчика и (при наличии) третьих лиц также и дополнительного участника судебного процесса Роспотребнадзор (его территориальный орган), в процессуальном статусе «государственного органа, дающего заключение по делу», – сообщили в ведомстве. – В случае если вы уже инициировали судебное дело и ваш иск принят судом к рассмотрению, вам нужно обратиться в суд с ходатайством о привлечении Роспотребнадзора (его территориального органа) для дачи такого заключения.

Дарья Светланова

Фото из интернета

  • 109 (1619) 23.12.2020

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru