В августе верующие отмечают три православных праздника с «вкусными» народными названиями: Медовый, Яблочный и Хлебный Спас. Слово «Спас» указывает на Спасителя по христианскому канону – Иисуса Христа.
14 августа: Спас меда припас
Медовым, или Мокрым, Спасом в народе зовется праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который отмечается 14 августа. Яблочным Спасом называют Преображение Господне. Один из 12 великих праздников православных верующих, отмечаемый 19 августа. Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Холщовый – это православный праздник в память перенесения в 944 году из города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа. В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают».
14 августа Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть происхождение Честного Креста». На Руси праздник совпал с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В память этого события в храмах совершается малое освящение воды. Плюс – освящение меда, поэтому праздник в народе называется Медовый Спас. Традиционно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоемы и родники для освящения воды. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы.
19 августа: Яблочный Спас
Традиция благословения плодов на праздник Преображения Господня очень древняя. В это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является одним из образов Христа, говорившего ученикам: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви». В России виноград практически не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. В соответствии с богослужебным уставом яблоки и другие плоды нового урожая разрешается употреблять в пищу только после освящения, которое проводится в конце праздничной литургии.
29 августа: Хлебный Спас
Предание Церкви свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он много лет был болен проказой и получил исцеление, взглянув на изображение лика Господа Иисуса Христа, чудесным образом возникшее на холщовом полотенце. Полотенце (на славянском – убрус) Авгарь получил от самого Спасителя, которого он с верой просил об исцелении, послав в далекую Палестину своего слугу. Сам плат – Нерукотворный образ Спасителя – был широко известен и благоговейно почитался по всему православному востоку. До 944 года святыня находилась в Эдессе (ныне городок Шанлыурфа в Турции), а затем Нерукотворный образ был перенесен в столицу Византии Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. В память события установлен праздник. В народном календаре этот день имеет много названий. Хлебный Спас – заканчивается уборка хлеба. В этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Орешный, или Ореховый, Спас – к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и начинается их сбор в лесах. Спас на полотне, Холщовый Спас – в честь того полотенца, на котором возник Нерукотворный образ Спасителя.
«Медовый Спас – лету конец»
Почему православные праздники были тесно связаны с хозяйственной деятельностью, с ритмом крестьянской жизни и труда? Настолько тесно, что церковные названия известны меньше, чем народные. Известный историк Василий Ключевский в своем многотомном «Курсе русской истории» объясняет, что русский крестьянин, с трудом добывавший хлеб насущный в нашем суровом климате, окруженной неприветливой природой, имел жизненно важную необходимость очень внимательно наблюдать за природными явлениями и тщательно планировать свою жизнь и деятельность. Важнейшим подспорьем здесь служит календарь. «Церковь научила великоросса наблюдать и считать время. Святые и праздники были его путеводителями в этом наблюдении и изучении».
В заключение приведем замечательный образец народного объяснения смысла этих праздников. В романе «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева старый плотник Горкин рассказывает мальчику Ване: «А сколько, скажут, у нас Спасов? Три Спаса. Первый Спас – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос взошел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут».
Елена Сенникова
Фото из открытых источников