День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Шедевры из «пустоты»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/shedevry-iz-pustoty#sigProGalleriab7c0c51676
joomlamodniyportal.ru

28 февраля в выставочном пространстве нижегородского Арсенала состоялось открытие выставки «Приручая пустоту: 50 лет современного искусства Урала». Выставка представляет масштабное исследование современного искусства Урала с 1960-х – момента становления альтернативной художественной среды – по сегодняшний день.

От Оренбурга до Нижнего Тагила

Сейчас в мировой выставочной практике появилась новая тенденция – интерес к художественным явлениям, которые протекали за пределами столицы, так сказать, локальные художественные проекты. Уральский филиал Государственного центра современного искусства не впервые затрагивает тему «памяти места», будь то проекты про уральскую идентичность («Внутренний Урал») или совместная деятельность с иностранными художниками («Вспомнить все»).

Выставка «Приручая Пустоту», которая открылась в последний день зимы в нижегородском Арсенале, создавалась для того, чтобы показать срез наиболее актуальных произведений с 1960-х годов по сегодняшний день. Началом исследования стал 1967 год, он совпал с годом рождением миллионного жителя Свердловска. Финальная дата – 2017 год, когда численность населения Екатеринбурга превысила полтора миллиона человек.

Главной задачей выставки является исследование специфики Уральского региона, попытка отобразить его самобытность и уникальность.

– Хочется верить, что выставка станет важным этапом в процессе осмысления и каталогизации местной истории искусства и процессов художественной жизни Урала за истекшее пятидесятилетие, – резюмировал Владимир Селезнев, куратор выставки.

50 лет – 50 имен

Точкой отсчета современного искусства на Урале считается произведение «Чье это облако?» (1967) Валерия Дьяченко, представителя «Уфтусской школы» (так называлось первое неофициальное художественное объединение в Свердловске, действовавшее в1965–1974 годах). Эту работу, по мнению исследователя свердловского неофициального искусства Татьяны Жумати, можно назвать одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы». Это абсолютно концептуальная работа, которая была сделана до изобретения концептуализма вообще.

На выставке представлено несколько работ раннего концептуализма, например автопортрет Сергея Сигейя. Он не содержит никакой визуальной информации, это просто текст, но именно так автор постарался передать самого себя. Работы Анны Таршис в основном представляли собой коллажи и своеобразную графику. Таршис была также поэтессой, создавала самодельные книги и сама же делала к ним иллюстрации. Здесь также присутствуют работы Евгения Арбенева, который занимался визуализацией текста.

Представители «Уфтусской школы» не были художниками по образованию, но это были люди интеллигентные, грамотные. Они варились в собственном соку и изобретали что-то свое, но не без оглядки на прошлое, конкретно эти люди черпали вдохновение из стихов русских футуристов.

В экспозиции есть и произведения художников группы Валерия Гаврилова. В работах этих авторов чувствуется, что их больше волнуют метафизические вопросы, это характерно для того времени. Евгений Малахин, или Старик Б. У. Кашкин, как художник начинал свою творческую деятельность с конца 1960-х, был знаменит своими работами-«варенками», которые создавались при помощи его собственной уникальной техники. Следующий его период, который также демонстрируется на выставке, это «супрематические» рельефы-иконы из дерева.

Творчество перестройки

Работы этого времени прежде всего отличаются размером, так как их создавали художники-оформители, которые имели большие возможности и разнообразный материал для подобного творчества.

Работы Владимира Жукова, которые он сам называл «металлопластика», созданы из простых листов металла, из того, что было под рукой.

Совершенно потрясающая картина Игоря Шурова, на которой изображена колоритная продавщица 1980-х.

Новое поколение здесь представляет творческое объединение «Куда бегут собаки». Участники группировки создают видеоинсталляции и малые художественные формы, которые затем интегрируют в окружающее пространство.

И это еще не все. Выставка приготовила множество различных мультимедийных, и не только, работ, передающих атмосферу происходящего и самоощущение участников процесса.

Бродя по выставочному пространству, вы сможете наблюдать как менялось уральское искусство, каким образом на него влиял общественно-политический процесс, проследить преемственность с предыдущими периодами, а самое главное, как зарождалась среда для появления «уральского искусства», что в свое время позволило создать из «пустоты» настоящие шедевры.

Выставка будет работать до 20 мая.

Дарья Королева

Фото автора

  • 017 (1289) 07.03.2018

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru