День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Лаборатория будущего на территории прошлого

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/sad-palisad/laboratoriya-budushchego-na-territorii-proshlogo#sigProGalleria47700cba0f
joomlamodniyportal.ru

Государственный центр современного искусства, или попросту нижегородский Арсенал, знают все нижегородцы. Именно здесь, в старинном здании на территории кремля, перед нами предстают современные искусство и культура во всех их видах. Часто странные, не всегда понятные, но обязательно современные, заставляющие отвлечься от обыденности и размышлять, строить с ними взаимоотношения, искать свое место в окружающем мире, вдохновляющие нас на собственное творчество и важные поступки.

15 июня у ГЦСИ юбилей – центру исполняется 20 лет. О прошлом, настоящем и будущем этого удивительного музея мы поговорили с директором Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО заслуженным работником культуры Российской Федерации Анной Гор.

От «Кариатиды» до части РОСИЗО

– Анна Марковна, вы стояли у истоков ГЦСИ. Каким он был в самом начале?

– Центр современного искусства был придуман моей коллегой Любовью Михайловной Сапрыкиной и мною в начале 1990-х годов. Нам очень хотелось, чтобы Нижний Новгород, во-первых, был современным городом, во-вторых, местом, отвечающим международным стандартам большого города, и, в-третьих, чтобы он появился на глобальной карте как центр современной культуры. Всего этого невозможно достичь, если в городе нет центра современного искусства. Поэтому мы и решили, что Нижнему Новгороду нужен такой музей, и придумали этот проект. Конечно, его реализацией занимались не мы одни, а целая команда партнеров, соавторов и коллег. Этот поступательный процесс длился 25 лет, но первые пять из них это был центр современного искусства «Кариатида», а потом на ее базе возник ГСЦИ. Сейчас он называется чуть иначе – Волго-Вятский филиал ГСЦИ в составе РОСИЗО. Название меняется, а мы остаемся.

Если говорить о месте расположения нашего центра, то сначала мы размещались в зале бывшей бильярдной Дома архитектора. Там мы жили 10 лет. Потом мы долго добивались получения здания, начинали проектирование его нового облика и сам ремонт, делали первые выставки в еще не отремонтированном Арсенале. Наши проекты проходили и на других площадках, например в Выставочном комплексе на пл. Минина и Пожарского, в НГХМ. Потом наш офис переехал на ул. Рождественскую. А в 2011 году, когда была сдана первая очередь ремонта, мы, наконец, перебрались в здание нижегородского Арсенала.

Первые тогда и первые сейчас

Сложно ли было Нижнему Новгороду влиться в огромную сеть ГСЦИ? И какое место сегодня в ней занимает нижегородский Центр современного искусства?

– Это произошло давно, и Нижний Новгород был одним из первых городов, где открылся филиал ГСЦИ, до нас был только Петербургский филиал. Сейчас мы – самый большой филиал. И по площади здания, которое занимаем, и по штату – у нас работает 90 человек, и, главное, по количеству проектов и программ. В некотором смысле мы даже больше Московского центра современного искусства просто потому, что он работает на разных площадках, а мы на одной.

– За время работы центра родилось огромное количество проектов, которые, наверное, все любимы, как родные дети. Но, может быть, вы выделите среди них те, которые оказались самыми успешными? Какие из них еще долго будут радовать зрителя?

– Да, это правда. Все проекты любимы, и выделить среди них лучшие крайне сложно. Продолжаются, как правило, не отдельные проекты, а программы, которые почти неисчерпаемы. Например, наша программа «Арсенал + семья». Нам очень важно, чтобы родители и дети говорили об искусстве между собой, в этом общении есть новый интеллектуальный смысл. Чтобы они вместе приходили в наш музей, вдохновлялись искусством художников XX–XXI веков и создавали собственные арт-объекты. Самым младшим участникам этой программ – три года, и спустя десятилетие, которое пройдет незаметно, из них вырастут зрелые люди со своим суждением, самая любопытная подростковая аудитория. Поэтому мы считаем важным учить общаться с современным искусством трехлетних малышей, поскольку от этого зависит и их креативность, и творческие навыки.

Еще одна наша программа, которая пользуется неизменным успехом у зрителей, это «Пробелы образования». На нашей лекционной площадке выступают исследователи самых разных сфер от астрофизики до палеоботаники. На их лекциях неизменный аншлаг, потому что современная наука – это часть мировоззрения, а значит, часть современной культуры. А значит, волнует она и нас. Объединению науки и искусства мы посвящаем этому многие проекты. Например, каждый год в наших стенах проходит фестиваль науки, искусств и технологий «Фенист». Мы одна из ведущих площадок в стране, которая занимается современной академической музыкой. Это сложно, потому что современная музыка на классическую не похожа, хотя исполняется, как правило, на тех же инструментах. Мы этим занимаемся, делаем это профессионально, и у нас сложилась специальная аудитория.

Когда 1 + 1 = 3

– Анна Марковна, вы обмолвились о партнерах, которыми обзавелся центр за эти годы. Как они дополняют работу Арсенала?

– Партнерство – это наша стратегия. Мы любим всех наших партнеров и считаем, что каждый из них добавляет в нашу деятельность что-то свое, благодаря чему возникает кумулятивный эффект. Мы складываем наши ресурсы, но в итоге получаем не удвоенный, а утроенный результат: 1 + 1 = 3. Когда денег мало у всех, лучше объединиться и вместе сделать хорошую вещь. Кроме того, международное партнерство работает на наш имидж, на еще большее увеличение связей. Иностранных партнеров у нас очень много, они возникают чуть ли не ежедневно. Среди них, конечно, есть постоянные. На наш юбилей приезжают представитель Французского института в Москве и представитель Немецкого культурного центра имени Гете в Москве. С ними мы работаем постоянно. Каждый год мы делаем вместе не по одному проекту. Например, этой осенью мы будем делать большую и очень серьезную выставку – впервые, надо сказать, – дизайна Old-New, старое-новое. Она будет посвящена современным трендам в дизайне, которые обращаются к старым прототипам, образцам. Это позволит нам работать с нашим дизайнерским сообществом. В этом году Нижний Новгород проводит фестиваль «Столица российского дизайна», а мы таким образом на это событие откликаемся.

– Отреставрированный Арсенал, по версии одного из федеральных культурных порталов, стал первым в России масштабным объектом государственного значения, который благодаря научной реставрации был великолепно приспособлен под современные функции. Как удалось этого достичь?

– Действительно, после реконструкции здание получило «Серебряного Дедала» – главный приз самого значимого в нашей стране архитектурного конкурса «Золотое сечение» – и еще несколько премий. А работать над этим проектом мы стали еще до того, как это здание перешло к ГСЦИ. Мы хотели его получить и готовились к этому. То, что получилось в итоге, это результат титанических усилий многих людей, которые понимают, что нашему городу необходим центр современного искусства.

– А нет ли тут противоречия – здание старинное, а искусство современное?

– Вы знаете, это был вызов, изначально заложенный в нашей работе. Как только мы поняли, что хотим, чтобы ГСЦИ жил в Арсенале, мы придумали формулировку: «Лаборатория будущего на территории прошлого». Это и есть концепция нашей работы. Ведь если мы думаем о будущем на территории прошлого, то это как раз и есть современность.

На языке современности

– Получилось здорово, это признают не только именитые архитекторы, но и простые нижегородцы, и туристы…

– Да, туристов в наших стенах появляется все больше. В дни больших посещений, например в новогодние праздники, мы стали спрашивать наших гостей, из Нижнего они или нет. Оказалось, что треть посетителей в такие дни – это туристы. То есть для приезжих посещение нашего музея – один из пунктов программы. По крайней мере для продвинутой, как теперь говорят, публики.

– А, кстати, о продвинутой публике. Какие люди ходят в «Арсенал», есть у них что-то общее?

– Их главное качество – это любознательность. К нам не приходят ленивые и нелюбопытные. К нам приходят люди, которые хотят узнать новое – в самых разных аспектах. Они понимают, что здесь в разных видах культуры, искусства и науки это новое присутствует. И это правда. ГСЦИ – это фактически музей нового. Нового взгляда, новой интерпретации, когда речь идет ор чем-то классическом. У нас есть фестиваль текстов об искусстве имени Вазари. В этом году тема фестиваля звучит так: «Классика сегодня». Мы все время говорим: Мы любим классику, нам интересна классика. А что мы подразумеваем под этим? В каком виде мы готовы ее видеть? Какую классику мы любим и любим ли на самом деле, или это просто декларация? Это будет серьезный разговор на эту тему и в то же время много популяризаторских событий. Поэтому наш зритель понимает, что что-то новое – даже про классику, он у нас может узнать.

– А нужно ли любить современное искусство, чтобы приходить в музей нового? Или достаточно просто знакомиться с ним, иметь свой взгляд на него? Наверное, мало людей могут признаться в том, что действительно любят современное искусство.

– И я не могу. Как ни парадоксально. Я люблю свою работу, люблю узнавать новое и помогать другим узнавать это новое. Но любовь для всех индивидуальна. Я, например, люблю старинные алтари XV века, просто люблю, потому что это красиво, и я млею, когда их рассматриваю. Современное же искусство большей частью обращено к интеллекту и логике, умению фантазировать, сопоставлять и анализировать. Его необязательно любить. Просто если вы хотите быть современным человеком, вы должны знать язык современности. Художники первыми чувствуют флюиды нового времени и сообщают их обществу посредством искусства. Когда-нибудь оно станет общим местом, а пока это современность, и если вы современны, сделайте труд – освойте этот язык.

Концепция третьего места

– Анна Марковна, в том, кто ваш зритель, мы разобрались. Но ведь у Арсенала особый склад имеют не только посетители, но и работники?

– У нас работают очень разные люди – со своими характерами, достоинствами и недостатками. Но у них есть одно общее качество – они чувствуют себя одной командой. Они помогают друг другу, поддерживают, заменяют, когда это нужно, умеют работать в партнерствеи внутри команды, и с внешними партнерам. У меня есть правило – когда ко мне на собеседование приходят люди, я приглашаю их сначала потрудиться у нас волонтером. Если все получается, человеку интересно на этой работе и он нам полезен, он входит в коллектив. Этот путь прошли все наши творческие сотрудники, в том числе ведущие. Чтобы знакомить зрителя с современным искусством, нужно быть особым человеком.

Приблизились ли нижегородцы к пониманию современного искусства за эти 20 лет?

– Мне трудно судить об этом. В прошлом году мы приняли в наших стенах более 155 тысяч человек. Эти люди пришли сюда не под дулом пистолета, а по доброй воле, потому что им было интересно тут побывать. Наверняка многие побывали тут не по одному разу. И мне часто приходится слышать от посетителей, что для них ГСЦИ – это некая отдушина. Вы слышали о концепции третьего места. У большинства из нас точно есть два места: дом и работа. А вот если ему так же важно и комфортно еще в каком-то месте, это третье место. Для кого-то это кружок, для другого – паб, для третьего – театр. То есть это такое пространство, которое удовлетворяет потребности человека, не удовлетворяемые домом и работой. По идее каждый человек должен иметь такое место, ведь жизнь многогранна. Так вот, для многих Арсенал и является таким третьим местом.

Искусство для всех

– Наверное, неслучайно ГСЦИ – один из немногих (а может, и единственный) нижегородских музеев, где раз в неделю – по средам – двери открыты для посетителей совершенно бесплатно?

– Мы старались дать такую возможность людям, которые ходят к нам часто и каждый раз покупать билет ощутимо для их бюджета. Особенно если ходишь всей семьей. Мы очень любим нашу публику по средам, потому что это люди, которые зашли к нам не потому, что просто шли мимо, а потому что планировали этот поход и посещение Арсенала для них уже потребность, часть плана их развития. И мне кажется, что эта возможность для горожан очень важна. А мы приобретаем на этом больше, чем теряем. Конечно, у нас есть финансовый план, но все же наша главная задача – просвещать.

– А еще ГСЦИ проводит много мероприятий для людей с ограниченными возможностями…

– Да, мы делали и продолжаем делать проекты для слабовидящих и слабослышащих посетителей. Сейчас у нас идет фестиваль «Кино без барьеров», который продлится до конца лета. Несколько раз в неделю наш зал заполняется людьми, в том числе на инвалидных колясках. У нас в здании есть лифты, пандусы – мы предусмотрели их, когда делали ремонт. Поэтому мы стараемся как минимум раз в год такой фестиваль проводить. На нем мы показываем фильмы о проблемах людей с непохожестью, ограниченными возможностями. Таких людей мы принимаем и на выставках, делаем разные программы и думаем о том, чтобы в будущем заняться арт-терапией. Мы обязательно продолжим этим заниматься. Мы очень ценим внимание этих людей к нам.

Больше звезд и громких имен

– Анна Марковна, чего бы вы хотели пожелать Арсеналу в этот юбилейный год?

Мне бы очень хотелось, чтобы у нас на площадке было больше крупных, серьезных, топовых событий, связанных с международной культурой. Громкие имена, звонкие выставки, звезды современного искусства. Но достичь этого сложно по двум причинам. Во-первых, на это нужно много денег. Сейчас не лучшие времена для такого рода проектов. А во-вторых, потому, что известные во всем мире имена не всегда знакомы нашей публике. Вот, к примеру, Клод Левек. Он – звезда французского современного искусства. И, кстати, он у нас был в 2010 году в небольшом специальном проекте. Но делать с этим автором крупный проект рискованно, потому что наш зритель этого художника почти не знает. Поэтому мы стараемся искать для больших выставок такие темы, которые в широком смысле интересны нашему зрителю и благодаря которым мы можем включить отдельные произведения звездных авторов. Одна из таких выставок – «Простые чувства», откроется в день юбилея ГСЦИ. Она – про простые чувства, которые возникают между зрителем и произведением искусства. И там будет целый ряд топовых имен. Но контекст выставки будет понятен нижегородцам и гостям города, на эту тему люди будут думать, размышлять. И это важно.

Беседовала Елена Шаповалова
Фото Алексея Манянина и из архива редакции

 

Праздничная программа 15 июля

12.00–12.30. Презентация новой навигационной системы Арсенала, созданной в рамках проекта «Арсенал: маршрут и образ» – победителя XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн». Экскурсия по зданию (правое крыло, 2-й этаж, холл).

12.30–13.00. Открытие «Стены чувств и впечатлений» – интерактивного объекта, на котором зрители Арсенала смогут рассказать о своих впечатлениях от посещения и о том, какие чувства вызывает это место и происходящие в нем выставки и события (правое крыло, 2-й этаж, холл).

12.00–17.00. Мастер-классы программы «Арсенал + семья» для детей и их родителей (двор Арсенала)

14.00–15.30. «Десять часто задаваемых вопросов о современном искусстве». Лекция директора ВВФ ГЦСИ в составе РОСИЗО Анны Марковны Гор (левое крыло, 2-й этаж, киноконцертный зал).

13.00–16.00. Экскурсии от художников и кураторов по выставкам (правое крыло, 1-й и 2-й этаж).

16.00–17.00. Открытие выставки «Простые чувства» – заключительной части трилогии о современном искусстве и локальных контекстах (кураторская группа: Валентин Дьяконов, Михаил Маслов, Алексей Корси, Анастасия Полозова, Алиса Савицкая) и выставки графики Николая Ильина программы «Графический кабинет» (правое крыло, 1-й этаж).

Для зрителей вернисажа будут презентован проект «Знаки настроения» от партнера Арсенала радиостанции «Серебряный дождь. Нижний Новгород» (с помощью знаков зрители будут обозначать свое настроение на момент открытия и его изменения в процессе знакомства с выставкой).

17.00–19.00. 5 o'clock tea. Массовое чаепитие, поздравления и беседа с художниками группировки «ЗИП» (двор Арсенала).

19.00–20.00. Продолжение чаепития и dj-сет от Александра Юминова (двор Арсенала).

Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6.

15 июля вход на все события в день рождения Центра современного искусства в Арсенале – свободный!

  • 054 (1218) 12.07.2017

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru