День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Песня о «Соколе»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/s-prazdnikom/pesnya-o-sokole#sigProGalleria98077510e4
joomlamodniyportal.ru

12 августа отмечается День Военно-Воздушных сил Российской Федерации. Мы хотим поздравить с этим праздником нижегородцев, имеющих непосредственное отношение к созданию военной авиации России, – всех работников авиастроительного завода «Сокол». Давайте вместе перелистаем страницы славной истории одного из крупнейших предприятий нашего города.

Начало

Засекреченное строительство авиационного завода на окраине города началось в середине 1930 года. В феврале следующего уже была запущена первая очередь производства, а в августе в воздух поднялся первый истребитель И-5 конструкции Поликарпова. С тех пор работа Нижегородского авиазавода не останавливалась ни в годы войны, ни в «лихие» 1990-е.

В 1934 году началось производство еще одного поликарповского истребителя – И-16, все опытные образцы которого испытывал шеф-пилот завода знаменитый «сталинский сокол» Валерий Чкалов.

В середине тридцатых работники завода запустили поточно-конвейерное производство – теперь путь каждого истребителя из сборочного цеха до аэродрома сократился с 45–60 до пяти суток. За выдающиеся успехи в строительстве скоростных истребителей в конце 1938 года завод был награжден первым орденом Ленина. В ноябре 1940-го главным конструктором завода был назначен С. А. Лавочкин.

 

Всё для Победы

Когда началась Великая Отечественная война, завод сразу перешел на круглосуточный режим работы. Смены в цехах длились по 12–14 часов, порой рабочие вовсе не покидали их сутками, но так нужные фронту самолеты исправно строили. К концу 1941 года выпускали до 24 самолетов в сутки. Осенью того же года завод получил свою вторую награду – орден Трудового Красного Знамени. В 1942 году был запущен в серийное производство истребитель Ла-5, а в конце 1943-го в ОКБ завода разработали Ла-7 – один из лучших истребителей времен Второй мировой. Каждый третий истребитель, принимавший участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной, был сделан в Горьком. За годы войны коллективу завода как победителю соцсоревнования 25 раз вручалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, в 1946 году оно осталось здесь на вечное хранение. За самоотверженный труд 587 работников завода в 1941–1945 годах были награждены орденами и медалями. Всего за четыре военных года завод выпустил более 19 тысяч самолетов.

 

Легендарные МиГи

В 1949 году началось сотрудничество Горьковского авиазавода с ОКБ имени Микояна – это было началом эры строительства легендарных МиГов. Один из самых известных в мире самолетов МиГ-21 выпускался около 35 лет в 14 модификациях, находился на вооружении ВВС 42 стран. Он был признан самым технологичным и стал самым массовым истребителем третьего поколения.

Время расцвета Горьковского авиазавода пришлось, по мнению многих, на вторую половину 1950-х – конец 1960-х. Тогда на заводе «у руля» стояли директор Александр Ярошенко и главный инженер Талгат Сейфи. Два этих единомышленника совершили настоящую революцию на предприятии, создав новейшие, ранее не виданные в СССР, системы организации производства – ППОРМ (планово-предупредительное обеспечение рабочих мест) и КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Обе системы стали использоваться на предприятиях, выпускавших сложную современную технику, по всему Союзу. КАНАРСПИ стала одной из первых отечественных систем, управлявшей качеством продукции на всех этапах – от проектирования и производства до испытаний и эксплуатации.

В середине 1960-х в СССР началось серийное производство самолетов МиГ-25. Максимальной темп выпуска этих МиГов – 90 самолетов в год. За достигнутые успехи в 1970 году предприятие получило второй орден Ленина.

В 1970 году началось производство самолетов МиГ-31. Именно на нем были установлены 19 мировых рекордов скорости и высоты полета. Этот тяжелый самолет-перехватчик до сих пор в строю. В 1982 году за заслуги в создании, испытании и производстве новой авиационной техники завод получил орден Октябрьской Революции.

В 1984 году по приказу министра авиационной промышленности СССР Горьковское авиационное производственное объединение было включено в государственную программу по выпуску самолетов МиГ-29. Завод выпускал его учебно-боевую версию под названием МиГ-29УБ. Первый МиГ-29УБ производства Горьковского авиазавода был поднят в воздух в конце 1985 года. Всего завод выпустил 274 таких самолета.

В 1993–1995 гг. завод вместе с ОКБ имени Микояна участвовало в программе глубокой модернизации МиГ-21бис, который получил название МиГ-21–93. Результатом явилось увеличение боевой эффективности самолета в 5–7 раз.

Новое время и новые самолеты

В середине 90-х началось сотрудничество НАЗ «Сокол» и ОКБ имени Яковлева по созданию учебно-боевого самолета Як-130. В 2004 году первый Як-130 поднялся в воздух с заводского испытательного аэродрома, а с 2008 года было начато их серийное производство. С 2011 года производство Як-130 было передано в Иркутск.

В 2016 году завод стал филиалом российской самолетостроительной корпорации «МиГ». АО НАЗ «Сокол» участвует в опытно-конструкторских разработках многофункционального истребителя МиГ-35 и стало перспективной площадкой агрегатной сборки МиГ-35 и нового пассажирского самолета Ил-114В, который предназначен для региональных перевозок.

В механическом, агрегатно-сборочном цехах, в отделе главного металлурга продолжается активная модернизация производства, внедряется самое современное оборудование.

В наши дни на авиационном заводе «Сокол» продолжается разработка, производство, испытания, сервисное обслуживание, ремонт и совершенствование авиационной техники.

В рамках кадровой и молодежной политики завод наравне с привычным соцпакетом предоставляет сотрудникам ряд дополнительных льгот и гарантий, заключает договоры с нижегородскими колледжами и вузами на подготовку нужных специалистов, выплачивая «своим» студентам стипендию и гарантируя трудоустройство.

АО НАЗ «Сокол» располагает современной производственной базой, собственным КБ, надежным летно-испытательным комплексом и учебным центром.

История Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» – это практически синоним истории становления и развития отечественной истребительной авиации. Десятки лет завод выпускал опытную и серийную авиатехнику, которая была разработана в ОКБ выдающихся советских конструкторов Поликарпова, Лавочкина, Микояна, Яковлева. Почти за 90 лет на «Соколе» выпущено около 45 тысяч самолетов.

Ольга Маркичева

Фото из интернета

  • 065 (1575) 12.08.2020

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru