«…она держалась за невидимую путеводную нить и, кроме того, над всеми пятью чувствами преобладала у нее внутренняя душевная чуткость, благодаря чему она как бы видела кончиками пальцев, слышала сердцем».
Г. Х. Андерсен, сказка «Философский камень»
Лариса Волынец – типичный «тихий» герой нашего времени. Сотрудник Автозаводской централизованной библиотечной системы в прошлом, художник по призванию и по профессии, она полтора года назад полностью ослепла и стала человеком «с ограниченными возможностями». Но ее творчество в это тяжелое время стало той самой жизненной ниточкой, которая не оставила места депрессии и унынию. Раз есть художник, значит, будут и его творения!
Волшебные куклы…
Даже оказавшись в полной темноте, Лариса продолжила заниматься любимым делом – шить кукол. На самом деле на месте кукол могло оказаться что угодно, и, возможно, окажется, но потом. А сейчас их, кукол, набрался целый город. И все или почти все имеют какое-то неуловимое сходство с хозяйкой: даже рыжий боцман или манерный принц, уж не говоря о манкой Элеоноре Арчибальдовне, кукле, которую Лариса считает своим альтер эго и «ни за что и никогда не продаст никому».
– Она библиофилка, путешественница и меломан, – говорит Лариса.
К каждой из своих кукол Лариса привязана, словно к ребенку. Она дает им имена – смешные с отчествами, сочиняет им кукольную жизнь.
…и разделочная доска по Шекспиру
Да что там куклы, даже у разделочной доски она своя! С одной такой доской на самой заре живописной карьеры случилась почти вангоговская история. Лариса тоже отказалась продавать свою работу.
– Она была далека от идеала, – объяснила Лариса. – Но покупатели очень воодушевились, я вынуждена была отказать – ну не могу я продать работу, которая меня не устраивает!
Лариса строга к себе – эта разделочная доска, которую так хотели купить у нее, создана в пику недолгому «хохломскому периоду», который случился в жизни городецкой мастерицы сразу после школы. Тогда наша героиня окончила хохломское отделение профтехшколы города Семенова Нижегородской области.
– Работа по шаблону меня угнетала, – вспоминает Лариса. – От безысходности я пыталась врисовывать в сюжет медведей и шмелей, так сказать, по зову сердца. За что была изругана старшими мастерами.
А та самая разделочная доска была в узнаваемых красно-черных цветах, но уже с Ларисиным сюжетом, вернее сюжетом Шекспира: на доске изображен мавр в лапсердаке, а ниже, на кровати, спящая Дездемона. Вот этот постмодернизм в отдельно взятом нижегородском ремесле и оценили потенциальные покупатели и предложили художнице кругленькую сумму в долларах. Лариса, как мы уже знаем, отказалась.
Куриные богачи
Вообще куклы Ларисы волшебные. Однажды смастерила Лариса курицу. Обычную такую – из проволоки, гипса, бумаги, клея. Прикрепила к курице золотое яйцо, мол, высиживает птица, занята. И подарила поделку своим знакомым из родного города. Они вскоре сообщают кукольнице: ваша чудная птичка творит нам настоящее богатство! Хозяева суперптицы повадились тереть золотое яичко и заметили: потрешь, и тут же на семью начинают буквально сыпаться деньги! К «куриным богачам» быстро протоптали тропинку друзья и знакомые, потом друзья друзей. Все они представляли городецкую курицу из папье-маше и проволоки Аладдином, не иначе! Закончилась эта волшебная история почти как в мультике про золотую антилопу – курица «наказала» городецких «стяжателей», развалившись на некрасивые гипсово-бумажные куски.
Как делать чудо
Чтобы сделать не просто куклу, а настоящее чудо, которое будет исполнять желания своих хозяев, Ларисе нужно как следует потрудиться, найти волшебную одежду для будущей куклы. Например, крохотные кукольные ботиночки времен Великой Отечественной войны, выпрошенные у родственников – у тех каким-то чудом сохранилась старинная кукла. А ткань лососевого цвета, которую Лариса использует для оформления лиц и рук своих маленьких героев, с огромным трудом разыскивается верной подругой в самых разных магазинчиках планеты. Куклы, как сложная и очень красивая мозаика, собираются с огромной любовью и трудом. Конечно, аккуратно прострочить швы помогает мама Ларисы, а самый главный «проверяльщик выражения лица» у кукол – это Ларисин сын Петр.
Темнота и немножко театра
О своем недуге Лариса рассказывать не любит. Говорит только, что «первые звоночки» были еще в подростковом возрасте. А о том, что у нее есть серьезное заболевание, Лариса узнала только после беременности и родов. Видимо, гормоны запустили в организме генетический механизм поразившей ее болезни.
– Сначала видела только то, что находится «наверху», «нижний этаж» выпадал из поля зрения полностью, – вспоминает Лариса. – Но это не мешало жить обычной жизнью.
Однажды после очередной операции Лариса сидела в своей крохотной квартирке и вдруг увидела ее так, как никогда: каждый оттенок увидела, сотни цветосплетений.
– И все было так сочно и ярко! Я почти не двигалась от восторга весь день, – говорит она.
А потом «энди уорхола» выключили. Так же внезапно, как и включили. Только на этот раз навсегда. И вот уже 47 миллионов секунд она в темноте.
– В моем детстве была одна слепая старуха. Она руками залезала к нам, малышам, в тарелку и проверяла, всем ли положила одинаковое количество еды. И было что-то отталкивающее в этих ее слепых руках. Это сейчас я понимаю, что заботилась она так, переживала, а тогда мне было страшно. И сейчас я бы не хотела, чтобы кто-то знал о моей беде, боюсь стать похожей на эту старуху…
Но о несчастье Ларисы все равно узнали. И соседи, и бывшие коллеги из библиотечной системы Автозаводского района. Она сначала отказывалась от помощи. А потом «сдалась». Первых Ларисиных кукол купили как раз библиотекари. Они же обратились за помощью в фонд депутата Думы Нижнего Новгорода Анны Татаринцевой «Доброе дело», где всем миром насобирали денег для супергаджета – ноутбука со специальной программой для слепых. Сейчас Лариса привыкает к подарку, изучает основы, осваивается.
А еще она мечтает снова выйти на театральную сцену. Незадолго до потери зрения она пришла в студию «Образ» и прижилась там. Сначала были небольшие этюды с товарищами, а потом уже и полноценные спектакли, которые играли на сцене нижегородского Дома актера. Сейчас ей говорят честно: «Боимся выпускать тебя на сцену, вдруг упадешь в зрительный зал».
– Ну и упаду! – говорит Лариса. – Мои друзья уже пообещали притащить матрасов, чтобы падение мягким было. Или на руки поймают…
Побеждая страх
Некоторые психологи советуют: чтобы преодолеть страх – делай то, чего сильно боишься. Опасаешься высоты – прыгай с парашютом, страдаешь аэрофобией – трудись стюардессой. Работает это, конечно, через одного. Но Лариса Волынец – тот самый «счастливчик»: избавиться от страха перед чувством беспомощности ей помогает, например, сплав на байдарках, а преодолеть страх перед неизвестностью – путешествия с друзьями и родными туда, где она еще не была.
Есть такие люди, просто вдохновляющие других на такое вот маленькое мужество каждого дня. Люди, верящие в волшебных кукол и своими руками и сердцем создающие красоту каждого момента…
Ольга СОЛКИНА,
главный библиотекарь
организационно-методического отдела
ЦБС Автозаводского района
Фото автора