День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Река Ра: история и современность

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/reka-ra-istoriya-i-sovremennost#sigProGalleria18cc78af0b
joomlamodniyportal.ru

Щедрая, светлая, белая – именно так называли матушку Волгу наши предки. В античные времена ее, как и бога Солнца древних ариев-праславян, именовали Ра. В Средние века – Итиль, Этель, Идель, что в переводе означает – ясная, белая, щедрая, чистая. А что еще мы знаем о нашей Волге и тех, кто по ней плавает? Завесу приоткрыли на тематической прогулке, которая состоялась 20 мая, в День Волги.

Праздник в честь Волги

Праздник День Волги был учрежден в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х Международного научно-промышленного форума «Великие реки». Главной целью праздника было привлечение внимания власти к экологическим проблемам реки. Чуть позже к празднованию присоединились другие регионы России. Среди них Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

В эти выходные уже второй год подряд по инициативе музея речного флота на теплоходе «Сура» прошла тематическая прогулка «Река моей жизни». Ее участники смогли полюбоваться красотой Нижнего Новгорода с Волги, а также узнать больше об истории великой русской реки.

– Волга – великая русская река, национальная гордость и символ России. Она справедливо считается матерью и царицей всех наших рек, – отметила директор музея речного флота Галина Абаева.

Она рассказала о том, как менялось название реки с течением времени. Сначала ее называли, как и бога древних египтян, Ра, затем – Итиль. В арабских летописях писали о Волге как о «реке русов», русской реке.

– Мы знаем нашу великую русскую реку под одним названием – Волга, что в переводе означает «светлая», «священная». Волга всегда пользовалась у людей уважением и любовью и во все времена играла роль крупнейшей торговой магистрали, – рассказала директор единственного в России музея речного флота.

По ее словам, сохранить полноводность реки и по сей день позволило то, что в XX веке на Волге стали активно создаваться водохранилища.

Профессия – речник

Почетным гостем прогулки стал Юрий Васильевич Мидов, капитан волжского флота с огромным стажем, основавший в 1966 году Клуб юных капитанов. Через него за восемь лет существования прошли 79 нижегородских школьников, 22 из которых впоследствии стали капитанами.

– Идея приобщить учеников школы к профессии речников пришла, когда я был капитаном теплохода «Капитан Рачков». Начинали с одного пятого класса, затем присоединились еще желающие. Мы рассказывали ребятам о профессии, о том, как становятся капитанами. Для этого организовывали встречи и с другими капитанами тоже. А чтобы дети знали и любили Волгу, устраивали экскурс в историю. В то время была популярной игра «Зарница», она давала возможность ребятам подтянуться физически, – поделился Юрий Васильевич. – Почувствовать вкус к профессии они могли в пассажирских рейсах, куда мы брали членов клуба.

По его словам, во время плавания мальчишки и девчонки выполняли обязанности членов экипажа: дежурили на кухне, стояли в рубке, убирали корабль. Все это увлекало и дисциплинировало детей. Бывали, конечно, и различные курьезные случаи. Например, однажды двух подростков забрали в милицию, пришлось выручать.

– В первой такой навигации приняли участие 24 школьника, которые пошли вместе с нами по маршруту Нижний Новгород – Москва – Астрахань – Нижний Новгород, – сказал Юрий Васильевич.

На праздничной прогулке по Волге было немало и современных учеников. Им также стало интересно, как сейчас можно стать капитаном. Об этом из первых уст рассказали будущие капитаны, а ныне курсанты Нижегородского речного училища.

– В Нижегородском речном училище имеется специальность «судовождение». Получая ее, и становятся капитанами, – сообщили курсанты ребятам. – Но, кроме этого, училище готовит техников-электромехаников, техников по организации перевозок и управлению на транспорте, техников-судомехаников, техников по эксплуатации внутренних водных путей сообщения. Эти специальности очень востребованы на судах.

Не промахнитесь мимо урны!

Немало внимания было уделено также экологическому состоянию Волги. Об этом рассказал председатель совета нижегородского общественного движения «Экологический центр “Дронт”» Асхат Каюмов. По его словам, самая большая проблема Волги в том, что критическая черта устойчивости ее природных систем давно пройдена. Три главных «врага» Волги – это промышленные стоки, огромное количество канализационных труб, из многих отходы сливаются без очистки, а также грязь с поверхности земли. Она тоже попадает в Волгу.

– Все, что нижегородцы выбросили, рано или поздно оказывается в Волге, – заметил Асхат Каюмов. – А нижегородцев, как вы знаете, у нас больше 1,2 млн человек. Представляете, какое огромное количество отходов попадает в реку!

Очень большой вред экологии наносят опасные отходы. Часто они складировались и складируются на территориях бывших предприятий. На слуху «Черная дыра», шламонакопитель в дзержинской промзоне, «Белое море», где хранится около семи миллионов тонн самых различных отходов, большую часть которых составляют химикаты. Есть и другие малоприятные территории.

– Появилась положительная тенденция – экологией Волги наконец-то начали заниматься. Последние десять лет резкого ухудшения ее состояния не наблюдается, – констатировал эколог. – Однако если должным образом не организовать промышленность, чтобы она не наносила реке вреда, ситуация будет ухудшаться.

По его словам, экологические проблемы очень коварны. Когда они становятся заметны, поправить, как правило, уже ничего нельзя. Причем огромное их количество мы создаем своими руками. И лучше экологию беречь. Свой вклад в это способен внести каждый нижегородец.

– Мы со школьниками провели эксперимент, – рассказал Асхат Каюмов. – На автобусной остановке посчитали, сколько пассажиров выкидывает свой билет на землю при выходе из автобуса. Казалось бы, ерунда, маленький билетик. Но когда мы собрали выброшенные билетики, взвесили их, исходя из статистики пассажирского потока в автобусах Нижнего Новгорода, посчитали количество, выкидывающих билетик не в урну, оказалось, что ежедневно на газоны города попадает несколько тонн бумаги. А добавьте к этому еще окурки, сигаретные пачки и прочее.

Вот и получается, чтобы не допустить ухудшения состояния Волги, нижегородцам будет достаточно не промахиваться мимо урны. Ведь каждый, даже самый маленький поступок имеет последствия. Внесите свой вклад в спасение реки!

Подготовила Дарья Демина

Фото из архива редакции,

музея речного флота и автора

  • 042 (1314) 23.05.2018

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru