День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Развитие образования

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/razvitie-obrazovaniya#sigProGalleria05222cbd2b
joomlamodniyportal.ru

В Нижнем Новгороде работают 166 общеобразовательных учебных заведений, ежегодно за парты садятся 14–15 тысяч первоклассников. Как высоко котируются рейтинги нижегородских школ? Сколько молодых учителей в них работают? И каковы итоги реализации в 2019 году в Нижнем Новгороде национального проекта «Образование»? Эти вопросы мы задали заместителю главы администрации Нижнего Новгорода Любови Сачковой.

– Любовь Александровна, насколько конкурентоспособное образование дают нижегородские школы?

– Качеству получаемого выпускниками школ образования посвящено ежегодное исследование рейтингового агентства RAEX, которое анализирует итоги поступления школьников в лучшие вузы России. На основе этого анализа составляется рейтинг школ страны. В 2019 году в топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников вошло нижегородское МБОУ «Лицей № 40» – 45-е место. Также 40-й лицей вошел в топ-50 лучших школ страны по подготовки выпускников по направлениям «Технические, естественно-научные направления и точные науки» (28-е место). В топ-300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, вошли: лицей № 38 – 38-е место, лицей № 40 – 56-е место. В топ-20 лучших школ России по Приволжскому федеральному округу вошли лицей № 38 – у него 2-е место и лицей № 40 – у него 6-е место.

Нижегородские школьники показывают стабильно высокие результаты на региональных этапах Всероссийской предметной олимпиады. В 2017–2018 учебном году у нас было 168 победителей и 300 призеров, в 2018-2019-м – 147 победителей и 287 призеров. В прошлом году наибольшее количество победителей и призеров показали лицей № 40 (6 победителей, 18 призеров) и лицей № 165 им. 65-летия ГАЗа (5 победителей, 10 призеров).

Количество призовых мест, занятых нижегородскими школьниками на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, в 2019 году значительно выросло по сравнению с прошлым годом: 21 из 27 по Нижегородской области, или 78%. Для сравнения, в 2018 году нижегородские школьники заняли 17 призовых мест из 28 по Нижегородской области, или 61%.

В 2018–2019 учебном году было проведено двенадцать городских олимпиад школьников. Самое большое количество победителей и призеров подготовили педагоги лицеев № 40 и 165, гимназии № 136, лицеев № 82 и 87, гимназии № 50.

– Время не стоит на месте. Кроме школьных олимпиад появляются ли новые конкурсы, помогающие раскрыть таланты детей?

– Интеллектуальные конкурсы, проводимые городским департаментом образования совместно с вузами и общеобразовательными организациями, постоянно развиваются в соответствии с требованиями времени. Например, в 2019 году был разработан и проведен новый городской конкурс по географии для учащихся 5–6-х классов, организованный департаментом образования совместно с Мининским университетом и лицеем № 40.

В шести городских интеллектуальных конкурсах для учащихся 4–8-х классов в 2019 году приняли участие семьсот человек, победителями и призерами стали 60 школьников. В рамках работы с одаренными детьми в 2019 году в Нижнем Новгороде проходил финальный тур Открытой всероссийской олимпиады «Наше наследие» для школьников с 1-го по 11-й класс. В ней приняли участие ребята из школ № 165, 91, 180, 101, 85, 82.

Совместно с Нижегородской митрополией РПЦ каждый год проводятся городские Рождественские детские чтения. В 2019 году на них была заявлена тема «Храмовое зодчество: от Руси к России». В финале прозвучали выступления восьми лучших участников: двое победителей представляли школы Приокского и Канавинского районов, трое – школы Советского района, по одному школьнику – Ленинский, Автозаводский и Сормовский районы.

– Кто в 2019 году стал победителем главного конкурса учительского мастерства «Учитель года»?

– Победителем городского конкурса «Учитель года – 2019 Нижнего Новгорода» стала Юлия Вадимовна Фролова, учитель английского языка школы № 118 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района. Юлия Вадимовна достойно представила учительское сообщество нашего города на региональном этапе конкурса «Учитель года России», получив диплом третьей степени.

– В 2019 году в Нижнем Новгороде появилась новая традиция награждения лучших педагогов. Расскажите о ней подробнее.

– В самом деле, зародилась новая традиция – накануне Дня учителя чествовать самых лучших учителей нашего города. С этой целью в 2019 году была учреждена профессиональная награда «За безупречное служение учительскому делу», которая теперь ежегодно будет вручаться тридцати педагогам школ, учреждений дополнительного образования, тренерам, которые добились наибольших успехов в своей работе.

Считаю, педагогам Нижнего Новгорода есть чем гордиться! Мы должны поощрять тех, кто своим трудом увеличивает педагогический ресурс образовательных учреждений нашего города. Награда «За безупречное служение учительскому делу» – это определенный знак, маяк, который указывает, что педагог развивается в правильном направлении.

– Сколько молодых учителей работают в школах города?

– В образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования администрации Нижнего Новгорода, работают 1769 человек со стажем работы до двух лет, 1751 человек имеет стаж работы от трех до пяти лет. В общем количестве педагогов это около 25 процентов.

– В 2019 году нижегородская система образования обзавелась представительством в интернете. Чем будет полезен этот веб-ресурс?

– Система образования Нижнего Новгорода включает в себя 313 детских садов, которые посещают 74 319 детей, 166 общеобразовательных учреждений, где учатся 132 660 ребят, 21 учреждение дополнительного образования, в которых занимаются 39 355 воспитанников. Разумеется, нам нужен был единый веб-ресурс для педагогов, учеников и их родителей, который играл бы роль единой «точки входа» в систему образования. В ноябре 2019 года такой ресурс появился – в режиме опытной эксплуатации на образовательном портале Нижнего Новгорода (http://образованиенн.рф/) заработал Единый реестр всех детских садов, школ и учреждений дополнительного образования. Там можно познакомиться со всеми нормативными документами, методическими разработками, а также с самыми актуальными новостями. С помощью образовательной платформы нижегородцы смогут обратиться в городской департамент образования, найти ответы на часто задаваемые вопросы, получить информацию о ресурсах в интернете.

Поскольку портал запущен в режиме опытной эксплуатации, перед городским департаментом образования сейчас стоит задача – отработать со всеми образовательными организациями наполнение разделов, в частности раздела «Электронный журнал и дневник». Мы проводим обучающие семинары и информационную работу, в том числе с родителями, детьми и учителями, чтобы портал активно использовался и ежедневно наполнялся.

– Современная школа, как и современный мир в целом, предъявляет к ребенку достаточно высокие требования. Существует ли система помощи маленькому человеку, если он вдруг начинает испытывать психологические трудности?

– Система психологической помощи детям сейчас тестируется в городском ресурсном центре по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе школы № 69. В этом году там стартовал проект «Такой интересный мир», в рамках которого учащиеся с 6-го по 10-й класс, их родители и педагоги принимают участие в тренингах с психологами, наркологами, встречаются с представителями разных профессий. Цель проекта – профилактика асоциального поведения, развитие навыков безопасного поведения, в том числе и в интернете. Например, детям рассказывают о вреде алкоголя, кальяна, вейпов.

Уникальность проекта в том, что используемые методы – исключительно психологические. Проект направлен на выработку механизмов конструктивного взаимодействия учителей с учащимися и родителей с учителями.

Учат ли современных детей толерантности?

– Обязательно! Ведь мы живем в многонациональной стране. Это постоянная работа, и она имеет отсроченный и накопительный результат.

Например, в школе № 52 Канавинского района реализуется проект «Мы разные, но мы вместе», в рамках которого совместно с родителями учеников проводятся и «Фестиваль национальных культур», и семейный конкурс «Я и моя семья», и профилактические беседы, классные часы, тематические родительские собрания «Воспитание толерантности в семье». Педагоги школы принимают участие в тренингах, где получают навыки бесконфликтного решения проблем. Отмечу, что школа № 52 является самым многонациональным образовательным учреждением Нижнего Новгорода. В ней обучаются дети девятнадцати национальностей: русские, азербайджанцы, таджики, узбеки, киргизы, армяне, грузины, лезгины, вьетнамцы, татары, дагестанцы и т. д. Школа взаимодействует с общественными организациями и национальными диаспорами.

В рамках развития у школьников межкультурных компетенций и толерантности большая работа ведется в учреждениях дополнительного образования. Ежегодно с 2013 года кружковцы Дворца детского творчества имени В. П. Чкалова принимают участие в мероприятиях проекта «Нижний Новгород – город добра и дружбы» для детей различных национальных культур. В 2019 году творческие объединения ДДТ имени В. П. Чкалова стали участниками движения «Города-побратимы» для участия в культурных программах по обмену творческим наследием с детскими объединениями городов Брно (Чехия) и Эссен (Германия). Также благодаря сотрудничеству с Мининским университетом лагерь «Звездочка» во время смены активов детских объединений принимает китайскую делегацию.

– Этот вопрос больше всего интересует молодых родителей: когда и где в Нижнем Новгороде откроются новые школы и детские сады? И как в настоящее время обстоят дела с обеспечением детей местами в детских садах?

 

– В рамках реализации национального проекта «Образование» завершается строительство школы в микрорайоне «Цветы». Школа примет учеников 1 сентября 2020 года. Объект рассчитан на обучение 1,5 тысячи детей. Школа в «Цветах» строится по современному проекту, она разделена на корпуса по возрастным категориям школьников. В левом крыле будут учиться дети младших классов, а в правом крыле – старших. У каждого крыла предусмотрен отдельный вход. Библиотека, актовый зал, столовая и два спортзала расположены в центральном здании. Школа получит современное оснащение, в том числе инженерный класс и класс для робототехники. В этом году в микрорайоне открылся и современный детский сад.

В рамках госпрограммы Нижегородской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» в областном центре также строится общеобразовательная школа на 525 мест на проспекте Гагарина и школа на 675 мест в микрорайоне «Гагаринские высоты». Планируется возведение пристроя к школе № 168 на 250 мест в Канавинском районе.

Кроме этого, в 2019 году достраиваются четыре детских сада: в «Гагаринских высотах» – на 280 мест, микрорайоне Бурнаковский – на 300 мест, микрорайоне «Седьмое небо» – на 320 мест. Также возводятся девять ясельных пристроев к уже существующим садикам с числом мест 540.

Общее количество детей, посещающих дошкольные образовательные организации города, превышает 74 тысячи человек. Охват услугами детских садов детей в возрасте 1–3 года составляет 68,8 процента (2017, 2018 гг.61 процент), в возрасте 1–8 лет – 87 процентов.

На 1 января 2019 года количество детей, стоящих на учете для получения места в детсаду, составило 22 205 в возрасте до 8 лет. За год места получили 11 935 детей в возрасте с 1 года до 3 лет, 6451 ребенок с 3 до 7 лет. В настоящее время все дети с 3 до 7 лет обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях. На конец 2019 года необходимо было 5050 мест для детей до 3 лет.

– Какие существующие образовательные учреждения Нижнего Новгорода скоро ожидает капитальный ремонт?

 

– Согласно госпрограмме Нижегородской области «Капитальный ремонт образовательных организаций» в 2019 году осуществляется комплексный капитальный ремонт школ № 1, 141, 127, 123, 135, капитальный ремонт по отдельным видам работ – школ № 100, 67, 3, 168.

– Как в 2019 году в Нижнем Новгороде реализовывались мероприятия национального проекта «Образование»?

– В рамках реализации национального проекта «Образование» школы Нижнего Новгорода стали участницами проекта «Цифровая образовательная среда». В 2019 году восемнадцать кабинетов в девяти школах: школе № 149, лицее № 36, школе № 55, лицее № 28, школе № 154, средней школе № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, авторской академической школе № 186, школе № 74 и школе № 178 были отремонтированы и оформлены в соответствии с брендбуком. Кабинеты были укомплектованы самым современным оборудованием, на котором теперь будут обучаться ежегодно более пяти тысяч учеников.

В рамках федерального проекта «Современная школа» продолжается обновление содержания и совершенствования методов обучения по предмету «Технология» для ребят с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день муниципалитетом оборудовано двадцать кабинетов в четырех коррекционных школах. Это школа-интернат № 92, школа-интернат № 10, школа № 107 и школа-интернат для глухих детей. В них оборудованы кабинеты логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, созданы мастерские для того, чтобы педагоги могли реализовать предметные области технологии.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе лицея № 180 с целью выявления нижегородских юных дарований были организованы тематические смены в сезонных лагерях для школьников по таким передовым направлениям, как дискретная математика, информатика и цифровые технологии.

– Среди многообразия направлений дополнительного образования родителям все сложнее сделать выбор для своего ребенка. Как им можно помочь?

– Направлений действительно много. В Нижнем Новгороде работает 21 учреждение дополнительного образования, подведомственное департаменту образования. В 2018–2019 годах там открыли 41 тысячу новых мест.

Почти 70 тысяч нижегородцев в 2019 году выбрали дополнительное образование для ребенка в рамках городского проекта «Навигатор детства». Суть проекта в следующем: восемнадцать учреждений дополнительного образования Нижнего Новгорода представили более полутора тысяч программ, на которые можно записать ребенка. Для детей организовали секции по направлениям, флешмобы и мастер-классы, чтобы они могли определиться с выбором. Презентовали интернет-портал «Навигатор дополнительного образования Нижегородской области», где родители могут выбрать программы исходя из удобного местоположения занятий, их специализации и возраста детей. Главная возможность, которую дает нам этот портал, – получение обратной связи от родителей. Нам надо понимать, в каком направлении лучше развивать дополнительное образование.

На дополнительных занятиях ребенок с ранних лет учится планировать свое время. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка кругозор и активную жизненную позицию.

Елена Коробова

Фото Алексея Манянина

  • 112 (1503) 11.12.2019

Свежий номер

Свежий номер

077 (1587) 23.09.2020
Все видео


Партнеры


год2020 gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru