День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Разбираемся с отчетом

В первом квартале нового года управляющие компании (УК) должны отчитываться перед собственниками о том, что они сделали по договору управления. Однако большинство нижегородцев считают, что свои обязанности УК выполняют формально. Что делать, если вы нашли в отчете несуществующие работы? Какова ответственность за них и есть ли она? Давайте разберемся.

В свободной форме

В настоящее время нет единой формы отчетности управляющей компании перед собственниками. Существует приказ Министерства строительства и ЖКХ России, где рекомендуется отражать данные о видах и характеристиках фактически выполненных работ или оказанных услуг по договору управления многоквартирного дома (МКД), отмечается дата, когда работы или услуги были выполнены. Если в течение отчетного периода нарушались условия договора, управленцам рекомендовано упомянуть об этом.

Должны быть перечислены виды коммунальных услуг, которые в течение отчетного периода предоставляла управляющая организация. Ей рекомендуется указать информацию о произведенных расчетах с ресурсоснабжающими организациями, перечислить все взыскания, штрафы, суды, в которых она участвует, жалобы на нее и обращения к ней.

Но больше всего тех, кто пытается читать отчеты, обычно интересует, сколько управленцы потратили денег собственников и на что. И если сумма обычно проставляется, а вот куда ушли средства – часто непонятно. Или написано, какая проделана работа, но непонятны ее виды, объемы, стоимость. Чиновники из министерства рекомендовали это указывать, но управляющей компании это невыгодно, поэтому полностью рекомендации не соблюдаются.

Запросить данные

Собственники имеют полное право такие данные запросить. Причем ответить им должны не позднее 5 рабочих дней с даты обращения. Именно такой срок указан в Правилах содержания общего имущества, которые определены постановлением правительства России за № 491 от 13 августа 2006 года.

В пункте 40 сказано, что собственники вправе получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы), а также требовать устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Это законодательство.

Однако, как отмечают юристы сайта 9111, смета, где, собственно, и указано, сколько и за что управляющая компания заплатила подрядчику, выполнявшему работы, является коммерческой информацией. А значит, проверить правдивость ответов нереально.

– Если у вас нет соответствующих полномочий, но вы твердо уверены в своей правоте, обратитесь с заявлением в жилищную инспекцию и прокуратуру, – советуют они. – Достоверность информации, отраженной в отчете, проверяется ими по жалобам собственников. Как такового наказания за непредоставление отчета или его недостоверность законодательством не предусмотрено.

Стандарт раскрытия информации

Документы, которые вам обязана предоставить управляющая организация, описаны в Стандарте раскрытия информации, который был принят постановлением правительства России еще в 2010 году за № 731. Это основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, в том числе сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также своих расходах.

Также заявителю должна быть предоставлена информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества, об оказываемых коммунальных услугах, использовании общего имущества и многом другом. Есть даже пункт о проведенных общих собраниях собственников и их результатах. Но опять же, если вы запросите у компании, которая управляет домом, копии бюллетеней (оригиналы должны храниться в Госжилинспекции), то там покажут только, как за тот или иной вопрос голосовали вы. В доступе к информации об остальных проголосовавших откажут, так как в бюллетенях содержатся персональные данные.

При этом, как отмечают специалисты, управляющая организация вправе предоставлять информацию о задолженности, если в ответе указываются только номера квартир и суммы задолженности. Считается, что по таким сведениям невозможно идентифицировать субъекта персональных данных.

Лучше контролировать

Остается только контролировать. Полномочия собственников жилья достаточно большие. Они утверждают проект перечня услуг и работ, который должна представлять им на согласование управляющая компания или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но даже если управляющая этого не делает, минимальный перечень работ и услуг, который прописан в постановлении правительства России № 290 от 3 апреля 2013 года, обслуживающая компания обязана делать.

Также представители от владельцев квартир имеют право присутствовать при приемке работ, оценивать их качество. А количество работ, которые должны выполнять управляющие организации, достаточно большое. Это и то, что необходимо для поддержания в надлежащем состоянии несущих конструкций и фасада дома, ремонт инженерных коммуникаций, прочистка вентиляции и мусоропроводов. Сотрудники УК осуществляют уборку тамбуров, коридоров, лифтовых кабин, лестничных площадок и маршей, моют окна, подоконники и многое другое, что является общим имуществом жильцов.

А если такие работы не ведутся или ведутся плохо, то жители имеют право на перерасчет. Это указано в 491-м постановлении правительства России, которым утверждены, в том числе изменения размера платы за содержание жилья.

Согласно законодательству, заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. Ответить на претензию управляющая компания обязана в течение 2 рабочих дней с даты ее получения.

Кроме того, именно жители на общем собрании могут в любой момент расторгнуть договор с управляющей компанией. Правда, свое желание придется доказать количеством составленных актов, подтверждающих недобросовестное выполнение обязательств по поддержанию общедомового имущества и дворовой территории в надлежащем состоянии, а также жалобами в Госжилинспекцию на нерациональное использование финансовых ресурсов и обман собственников.

Дарья Светланова

Фото из интернета

  • 001 (1511) 09.01.2020

Свежий номер

Свежий номер

065 (1575) 12.08.2020
Все видео


Партнеры


год2020 gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru