Святки – это время с Рождества и до Крещения. Их всегда любили на Руси, потому что можно было вдоволь повеселиться, попеть песни, поколядовать, славя рождение Христа, и получить вознаграждение от добрых соседей. Как это было раньше и как до сих пор происходит в некоторых деревнях, показали 8 января на фольклорно-этнографическом празднике «Хуторские Святки» в музее деревянного зодчества «Щелоковский хутор».
Черт, козел и мертвая невеста
На Святки было рядиться. Зачем? Солнечного света сейчас мало, идет темная половина года, а значит, много нечисти ходит по земле. Так считали наши предки. А чтобы нечистый не узнал в тебе человека и не навредил, надевали маски, закрывали лица марлей, наряжались козлами и медведями. А то и чертями.
Были и другие причины.
– Колядующие ходили из дома в дом, пели, просили угощения, – рассказывает участница праздника Светлана Мартоян. – Не все делали это светло и красиво, кто-то хулиганил, творил бесчинства. Например, если хозяева не давали денег или сладостей, могли облить порог и дверь водой – чтобы заледенела и не открылась. В Нижегородской области развлекались так: воровали у кого-то воз, а потом ходили по дворам и воровали всякую утварь. А потом на возу вывозили ее за деревню и бросали. А утром жители вынуждены были идти туда и возвращать свои вещи. Вот чтобы их не узнали, участники шествия и надевали маски.
Ну и харя!
Маски из бересты, лыка и мочала назывались хари. Они были очень распространены в других областях, а в Нижегородской их не очень любили. Чаще делали рожи из дерюги, нарисовав на ней глаза, нос и рот. Или просто замазывали лица сажей.
Персонаж Светланы Мартоян на празднике – Мертвая невеста. Лицо закрыто белой марлей, на голове фата и веночек, а в руках… длинная-длинная плеть.
– Мертвую невесту все очень боялись, – продолжает Светлана. – Во-первых, персонаж с того света. Во-вторых, этой плетью она могла огреть случайного прохожего, напугать ее. Также рядились в Покойника. Был еще персонаж – Смертушка, причем мужского рода. Весь этот караван люди опасались. В некоторых деревнях колядовщики привязывали на веревку лапти, в которые клали груз – камни, например. Ими били в двери, могли и прохожего попугать, а если имели на него зуб, то и стукнуть.
Суженый, появись!
На празднике в музее деревянного зодчества «Щелоковский хутор» водили хороводы, колядовали – по-доброму, конечно, пели песни и учили всех желающих плясать кадриль. И, конечно же, гадали на судьбу.
– Святки – это время как раз после зимнего солнцестояния, время опасное, потому что считалось, что открывается портал между миром живых и мертвых, – рассказывает Ольга Александрова, научный сотрудник музея «Щелоковский хутор». – Но благодаря этому можно было получить сведения и з будущего, так считалось. Поэтому начинались гадания еще в сочельник, 6 января. В этот день гадали об урожае, потому что от него зависела вся жизнь каждой семьи, рода, всей деревни. А дальше девушки гадали о личной судьбе. Гадания были самые простые. Например, на ложках – тогда это была единственная личная посуда у крестьян. Ложки втыкали в густой кисель и по тому, отклонялась ложка или нет и в какую сторону отклонялась, судили, выйдет девушка замуж, и если да, то в какой стороне живет суженый. Самыми популярными были гадания с зеркалом и двумя свечами. До сих пор бабушки в нижегородских деревнях вспоминают с таким трепетом: «А я ведь вот видела своего суженого в зеркале! Прямо как живого!» Зеркала были не во всех домах, там, где не было, долго-долго смотрели в миску с водой, в которую опускали колечко. Даже выражение осталось – как в воду глядела.
Курица, не пей!
Гадали и на курице. На полу в избе рисовали углем круг и клали в него зерно – символ богатой жизни, уголь – символ бедности, кольцо – оно означало скорое замужество – и воду в плошке. А потом пускали в круг курицу. Если она выбирала воду, то участь девушки была самой незавидной – достанется ей муж-пьяница.
– Мы в девушках всегда на Святки гадали, – рассказывает Ирина Маликова, руководитель ансамбля «Веселые соседи» из деревни Скулябиха Ветлужского района. – Однажды взяли валенок, вышли на перекресток. Надо было произнести такие слова: «Залай-залай, собаченька, залай серый волчок. Где собаченька залает, там и миленький живет!» – и кинуть валенок на снег. И правда – залаяла собака в том именно доме, куда я потом вышла замуж!
Елена Крюкова
Фото автора