День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

По методу Маркса

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/po-metodu-marksa#sigProGalleria039c320884
joomlamodniyportal.ru

26 апреля состоялась лекция российского историка кино Наума Клеймана, посвященная задумке Сергея Эйзенштейна снять «Капитал» Карла Маркса. Лекция – это некое привью к фестивалю «Карл Маркс пикник», который прошел 5 мая в центре современного искусства Арсенал. 5 мая 1818 года этот знаменитый философ, культурный герой последних двух столетий появился на свет в Пруссии, так что фестиваль приурочен к 200-летию со дня его рождения.

 

Первая хулиганская постановка

– В самом начале своего творчества, когда Эйзенштейн еще работал над постановками в театре ПролитКульта, его первый спектакль стал абсолютно хулиганской переделкой пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», – рассказал Клейман. – Он сопроводил его на тот момент самым известным манифестом театрального олимпа – монтаж аттракционов. Главный тезис этого манифеста звучал так: «Истинным материалом театра, и вообще искусства, является зритель». Эйзенштейн пытался понять, в чем же состоят средства воздействия на зрителя. Он понял, что кино пользуется очень маленькой частью своих возможностей. Ведь кино, еще немое, еще черно-белое, еще, казалось бы, не выработавшее свои каноны – драматические или актерские, тем не менее уже тогда имело потенциал настоящего искусства.

 

Рождение протеста

Когда Эйзенштейн начал снимать «Стачку», свой первый фильм, он выбросил сюжетную шелуху из кино (раньше в подобных фильмах делали драматическую любовную линию, где дочка хозяина завода влюблялась в большевика, большевик умирал, а она уходила в революцию) и сделал сюжетом саму стачку. По мнению режиссера, протест возникает не тогда, когда становится нечего есть, а когда оскорбляется человеческое достоинство. Сергей Михайлович в своем фильме «Стачка» очень четко проследил, как протест против оскорбления человеческого достоинства перерастает в экономический протест, как затянувшаяся стачка ведет к провокации со стороны полиции, как власти вместе работают с преступными элементами и каким образом репрессии против демонстрации вызывают политические требования по отношению ко всему строю.

«Стачка» абсолютно точно описала этот процесс от этапа к этапу, как Карл Маркс абсолютно точно описал рост классового движения и перерастание экономического движения в классовую борьбу. «Стачка» была не случайной картиной. Этот отказ от внешнего сюжета, фабулы ради того, чтобы показать этапы исторического развития, был первой победой марксистского подхода к искусству.

 

Пришел в революцию сверху

Сам Эйзенштейн был очень далек от революционного движения, он вырос в семье миллионников: его отец был статским советником, дедушка – купец первой гильдии. Он отказался ехать с отцом в эмиграцию, он пришел в революцию «сверху». «Для него Маркс был очень важной поправкой к той философской увлеченности, которую он пережил на гражданской войне (он нес службу далеко он кровавых действий). В это тихое для него время перерисовал всю мировую драматургию, перечитал всего Шопенгауэра и Ницше. Это были главные для него философы. И вдруг Маркс! Очень большая поправка к немецкой классической философии.

Работая над фильмом «Октябрь 1905 года», режиссер понял, что можно создать такую картину, которая апеллирует непосредственно к разуму зрителя, то есть не сколько эмоционально воздействует, сколько пробуждает ассоциации. И он выдвинул такую концепцию, как «интеллектуальное кино». Именно тогда к нему пришла идея снять «Капитал», который научит его зрителя мыслить диалектически.

Опорой несостоявшегося фильма «Капитал» Клейман считает «Генеральную линию» Эйзенштейна.

– Это фильм о социалистическом переустройстве деревни, о реальном положении дел в деревне, который режиссер снял полудокументальным способом, – рассказал кинокритик. – В нем играют реальные крестьяне. Эйзенштейн показал, как впервые крестьяне видят, что такое сепараторы, как постепенно появляется доверие к агроному, как постепенно начинают работать разные артели и как советская бюрократия разрушат эти первые попытки. Этот фильм очень ехидный и критичный по отношению к тогдашнему советскому устроению.

 

Задумка не удалась

Амбициозный замысел экранизации «Капитала» «не по тексту, а по методу Маркса» появился в 1928 году. Режиссер начал собирать материалы, общался с историками и писал заявки в Совкино. Этот необычный и грандиозный проект планировалось осуществить, используя уникальный нарративный метод – метод объясняющего рассказа, придуманный Джеймсом Джойсом для романа «Улисс».

– Германия после поражения в Первой мировой войне. Муж пришел с войны, работы нет, он ходит по городу и пытается ее найти, – описывает сюжет Клейман. – Жена, которой не из чего приготовить обед, пытается из остатков продуктов сварить ему суп. Это была первая ситуация из первой новеллы фильма «Капитал». Жена подходит к окну и видит рекламу шелковых чулок. Шелковые чулки тогда – это крик моды. В это время муж в поисках работы забредает в бедную пивнушку, где сидят бывшие моряки уничтоженного Англией германского флота, и мы видим на подставках для пива лозунг «Боже, покарай Англию». В этом фильме Эйзенштейн хотел отобразить и фабрикантов, производящих чулки, и владельцев сукна, которые вынуждены шить короткие юбки, и церковь, которая осуждает современную моду, и бедную крестьянку с другого края света, которая собирает шелковичные коконы для производства этих самых чулок, и зарождающийся нацизм в Германии. Тогда такого рода сюжеты казались совершенно немыслимыми и даже абсурдными. Но ведь режиссер и не собирался экранизировать текст трех томов «Капитала», это не было бы иллюстрацией к Марксу. Эйзенштейн четко сформулировал задачу «научить рабочего диалектически мыслить».

К сожалению, исполнить этот замысел ему так и не удалось.

– В 1929 году после завершения фильма «Генеральная линия» (Старое и новое) Сталин спросил Эйзенштейна: «Что вы будете снимать после этого фильма?». Эйзенштейн ответил, что намерен снять фильм «Капитал», на что Сталин ему ответил: «С ума сошел», – рассказал Наум Клейман.

После этой фразы было понятно, что снимать в Советском Союзе Эйзенштейну не дадут.

– Фильм «Капитал» так и не был снят, и мне кажется это одна из самых важных потерь кинематографа, – считает Клейман.

 

Карл Маркс пикник

Лекция Наума Клеймана предварила фестиваль «Карл Маркс пикник», который состоялся в ГСЦИ Арсенал 5 мая. Арсенал предложил своим зрителям познакомиться с биографией философа, его основными идеями и разобраться, как они работают и почему так и не потеряли актуальности, а только наращивают свой потенциал.

В минувшее воскресенье зрители увидели фильм «Молодой Карл Маркс» (2017), однодневную выставку по мотивам книги «Маркс. Графическая биография», посетили лекторий «Карл Маркс: из XIX в XXI век», прогулялись по «Марксистскому маршруту» и послушали концерт на свежем воздухе «Музыка 1867 года». Была и детская образовательная программа с игрой-бродилкой, интерактивным чтением «Призрак Карла Маркса» и «ПОП–АРТ магазином».

Дарья Королева

Фото из интернета

Справка

Наум Ихильевич Клейман (р. 1937) — российский киновед, историк кино. Автор множества книг и статей по теории и истории кино. Научный консультант по реконструкции фильмов. Создатель и директор (до 2014 г.) Государственного центрального музея кино.

  • 038 (1310) 08.05.2018

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru