День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Один день в Палехе

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/odin-den-v-palekhe#sigProGalleria55e180d073
joomlamodniyportal.ru

Нижегородцы, ездившие по городам «Золотого кольца», наверняка обращали внимание на расписанные яркими красками и золотом на черном фоне шкатулки, броши, панно, кубышки… У кого-то особенно популярные в 1960–1980-е годы такие вещи до сих пор стоят дома. Однако палехской миниатюре, как ее называют, нет еще и ста лет. А вот народному промыслу Палеха не одно столетие. Как такое возможно?

Село художников

– Глухие леса стояли, населения никакого не было, случился в лесу большой пожар. Спалил все деревья на горе. А вскоре люди тут объявились из тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а село стали Палехом называть, – рассказывает одну из легенд происхождения названия столицы палехской миниатюры сотрудница Государственного музея палехского искусства.

Считается, что в буйные годы, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища, и зародилась в Палехе иконопись. Связано это с тем, что разоренное население бежало в глухие леса и уносило с собой иконы. По этой же причине вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые и стали писать бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля.

Но есть, по ее словам, и вторая легенда названия поселка. До VIII века нашей эры в этих местах обитало одно из самых многочисленных угро-финских племен. Они постепенно слились со славянами и заняли все северо-восточные земли Руси. Их языковая культура оставила свой след в таких географических названиях, как Лух (переводится как «низменное место»), Палех (возвышенное место). Эту легенду подтверждают и результаты археологических раскопок.

Официальная история Палеха начинается с XIII века, тогда эти земли входили в состав Стародубского княжества и принадлежали князьям Палецким из рода князей Стародубских. В 1619 году земли были пожалованы Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Через село проходил оживленный торговый путь – Балахнинский тракт – из Шуи и Южи в Нижний Новгород. А в начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый «аракчеевский тракт» – кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга в Казань через Нижний Новгород.

– Но, несмотря на близость оживленных дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский уклад, древние традиции устного народного творчества, фольклора, – сообщила экскурсовод.

Набирались опыта на стороне

По ее словам, люди здесь занимались разными видами деятельности, включая земледелие и хлебопашество. Но поскольку земли тут не плодородные, то семьи с большим количеством детей прокормить было сложно. Понимая это, Бутурлины позволяли своим крепостным-иконописцам собираться в артели. Они в холодный период уезжали за пределы Палеха, где по заказам обновляли старые иконы, писали новые, а старые забирали с собой.

– Особенно часто палешане посещали вологодские земли, оттуда и была привезена большая часть икон, – отметила рассказчица. – Там в Кирилло- Белозерском монастыре покоятся останки князей Палецких. Коллекции привозились в храм, и на них оттачивалось мастерство.

Поездки, по словам специалиста, позволили местным художникам выработать свою стилистику в иконописи. На них повлияли живописные традиции московской, новгородской, ярославской и других школ. Кроме иконописи палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов.

Сейчас в новом музейно-выставочном комплексе, который открылся в Палехе в 2014 году, выставлена икона Николая Чудотворца XIV века и «Благовещение» XV века. Это самые старые иконы. Они, как и множество других, являются результатом собирательской деятельности палешан. В экспозицию входят 1,5 тысячи икон XIV–XX веков, среди них и те, которые написаны местными художниками.

Всего коллекция Государственного музея палехского искусства насчитывает более 15 тысяч единиц хранения. Среди них произведения западноевропейской живописи (XVI–XVIII вв.), скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

 

Каждый восьмой – иконописец

По данным экскурсовода, каждый восьмой житель пятитысячного поселка, давшего имя народному промыслу, – живописец. Но в настоящее время художники трудятся не только над написанием икон и росписью церквей и соборов, но и над миниатюрными бытовыми изделиями, например росписью подарочных ручек, пудрениц, шкатулок и других сувениров. А началось это направление в палехской живописи после революции 1917 года, когда новая власть церкви стала закрывать, а иконы сжигать.

Художники переориентировались на выпуск светской продукции. Сначала они занимались росписью по дереву, затем освоили новый материал — папье-маше. На него они перенесли традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи. Причем краски делали самостоятельно на основе яичной эмульсии. Для этого желток отделяли от белка и разводили уксусом или квасом.

– Когда иконопись пришла в упадок, мастеру ничего не пришлось менять, кроме того что он сменил доску на маленькую лаковую шкатулку, – заметила рассказчица. – А все технические, композиционные, бытовые предпочтения остались неизменными.

Родоначальником палехской миниатюры считается художник Иван Голиков. Именно он стал инициатором и учредителем в Палехе «Артели древней живописи». Ее костяк составили бывшие иконописцы. В 1924 году их работы были показаны и вызвали большой интерес на XIV Международной художественной выставке в Венеции, а следующий год принес победу на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

 

Что еще посмотреть

Палех – примерно в трех часах езды на машине от Нижнего Новгорода. Если вы сюда приедете, стоит посетить дом-музей Ивана Ивановича Голикова. В отдельном здании располагается экспозиция лаковой миниатюры и графики. Новое здание выстроено для музея иконы.

На одной из тихих улочек Палеха стоит большой старинный дом, где родился и провел детство народный художник Советского Союза палехский иконописец в десятом поколении Павел Корин. Согласно семейному преданию, его предки писали иконы еще в XVII веке. Из потомственных иконописцев – автор памятника Александра Пушкина на набережной реки Мойки скульптор и реставратор Николай Дыдыкин. Его дом в Палехе также бережно сохранили.

Но главное украшение поселка – белоснежное здание Крестовоздвиженского храма, построенного в XVIII веке. Благодаря тому что долгое время на его территории располагался музей, все иконы, росписи и интерьер сохранились в оригинальном виде.

Дарья Светланова

Фото автора и из интернета

  • 100 (1492) 13.11.2019

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru