В новом учебном году финансовая грамотность стала обязательной для изучения. Ее элементы включены в математику, обществознание, географию, ОБЖ, информатику и окружающий мир.
Но говорить о деньгах с детьми – в доступной для них форме – можно и раньше. Об этом в нашем материале.
С четырех лет знакомьте с деньгами
– Желание получить деньги в руки у ребенка возникает примерно в 4–4,5 года. Он видит, как родители выступают в новой для него социальной функции покупателя, и тоже хочет попробовать себя в этой роли, – пишет независимый финансовый консультант, эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева в своей книге «Мама, папа, дайте денег!».
По ее словам, в этот момент стоит дать малышу небольшую сумму и объяснить, чем отличаются монеты от бумажных денег (а они предназначены для больших покупок). Причем знакомить малышей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты. Рассказывая, как выглядят деньги, предложите игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, что это настоящие деньги? Покажите признаки подлинности банкнот.
Также можно рассказать, если монеты откладывать, то накопится нужная сумма для покупки желанной игрушки. Визуализировать процесс покупки и продажи можно с помощью игры в магазин. Дети любят в этом возрасте помогать взрослым, забирать деньги, отданные кассиром на сдачу.
Школьнику карманные расходы
В 6–7 лет можно начинать давать карманные деньги, чтобы дети научились ими распоряжаться. При этом карманные деньги малыши могут тратить на что угодно по своему усмотрению. Деньги на транспорт и питание в школе идут у родителей по другой статье расходов. При этом надо понимать, что планировать в этом возрасте ваш сын или дочь еще не умеет, поэтому собственные средства ей или ему нужно выделять на короткий срок. Например, ежедневно. Идеально, если малыш вместе с родителями обсудит, на что их можно и стоит потратить. В этом случае родители подскажут, что такое необязательные покупки, а какие необходимые.
В 9–10 лет, по мнению специалистов по финансовой грамотности, ребенку можно объяснить, что такое бюджет, научить, как вести учет всех доходов и расходов. В этом возрасте дети уже могут анализировать, какие траты были необходимыми, а какие просто желаемыми. Поэтому, если до конца второго-третьего класса карманные деньги больше чем на неделю давать бессмысленно, то в четвертом-пятом можно увеличить интервал, объяснив, что мама с папой получают заработную плату два раза в месяц.
Надо ли платить за оценки?
Как отмечает Ольга Андреева, стоит учитывать и возрастающие потребности ребенка, его желание быть «как все». Иначе неверные действия родителей приведут к тому, что школьник будет страдать от буллинга (агрессивного преследования одноклассников). Однако не нужно давать дополнительные деньги, если полученные в рамках договоренности были сразу потрачены. Это научит ответственности за принятие финансовых решений. Также больной вопрос многих родителей – платить или нет за хорошие оценки или поведение?
– Если за поведение платить, результат будет отрицательным, – считает финансовый консультант. – Если вы начнете платить за отметки, готовьтесь к тому, что дети начнут просить денег за хорошее поведение. А со временем станут требовать все большие суммы.
Давать деньги можно за дополнительную помощь, например починку компьютера. А поощрять за успехи в учебе лучше по итогам года. У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.
Планирование и инвестиции
В 10–12 лет ранее полученные финансовые знания должны углубляться. Детей нужно вовлекать в процесс планирования бюджета. Например, если ребенок говорит, что хочет новый гардероб, стоит попросить написать список, обсчитать и сравнить с имеющимися возможностями. В магазин сына или дочку стоит отправлять со списком нужных товаров, приучить сравнивать цены и экономить, но не в ущерб качеству.
В 13–15 лет ребенок уже может понимать суть кредитования. Надо объяснить, в чем его риски и чем оно может быть полезно. К примеру, можно приобрести вещь, цена на которую будет повышаться. В 16–18 лет, а то и раньше, стоит рассказать про разницу в банковских вкладах, про инструменты инвестирования, а также про риски, которые сопровождают инвестиционные решения. Можно подростку открыть брокерский счет на сумму, которую не жалко потерять. Он сможет наблюдать за движениями акций и облигаций, научится понимать, в чем их разница.
Минус онлайн-оплаты
Кстати, как отмечает финансовый эксперт, родители, которые не ходят с ребенком по магазинам, все заказывают онлайн, с доставкой на дом, не формируют у своего чада представления о роли денег в процессе покупок. Дети могут позже, только к началу обучения в школе, начать просить деньги для самостоятельных трат, а то и сразу требуют «волшебную» карту, которой можно все оплатить.
– Поскольку наглядно-образное мышление развивается раньше абстрактного, стоит иногда расплачиваться в присутствии ребенка наличными деньгами, чтобы он понял взаимосвязь «желаемое–покупка–стоимость–оплата», – считает Ольга Андреева.
По ее словам, наличные дают малышу понимание соотношения количества реальных денег у него в руках со стоимостью покупок. И эту взаимосвязь желательно закрепить в дошкольном возрасте. Также переход «желание–выбор–оплата–получаем покупку» должен сформироваться в сознании, чтобы ребенок в дальнейшем мог представить и понял, как работает банковская карта. Так что карманные деньги – это инструмент, помогающий научить детей распоряжаться своими финансами.
Дарья Светланова
Фото из открытых источников
Кстати
14 сентября стартует осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности, которые Банк России ежегодно проводит для школьников по всей стране. Лекторы – сотрудники Банка России и эксперты финансового рынка. Они рассказывают об истории денег, зачем нужна страховка, как избежать ловушек мошенников и многое другое. Часть вопросов может пригодиться при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Присоединиться к онлайн-урокам можно индивидуально или всем классом.