День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Выставка как объяснение в любви

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/obsudim/vystavka-kak-ob-yasnenie-v-lyubvi#sigProGalleriac99f13bdf7
joomlamodniyportal.ru

Одним из самых заметных культурных событий, посвященных 800-летию Нижнего Новгорода, стала выставка «Город как графика», проходившая с июля по ноябрь в Волго-Вятском филиале ГМИИ имени А. С. Пушкина (Арсенал). 14 января состоялась встреча, где был представлен недавно изданный каталог ее экспонатов. Подробности – в нашем материале.

Новый взгляд на старый Нижний

Напомним: на выставке «Город как графика» (о которой мы рассказывали в выпуске от 21.07.2021) были представлены редкие изображения, карты и планы Нижнего Новгорода. Дополняли экспозицию предметы из собрания Пушкинского музея и работы современных художников. Выставка вызвала большой интерес у горожан и туристов: за несколько месяцев ее посетили свыше 20 тысяч человек.

По завершении выставки был подготовлен к изданию каталог, в который помимо 150 с лишним иллюстраций вошли статьи о городе, тиражной графике, главных находках и открытиях проекта. Авторами текстов стали кураторы выставки, историки, искусствоведы, владелец уникальной коллекции карт и гравюр Вячеслав Хуртин. На страницах каталога можно увидеть не только экспонаты выставки, но и ее архитектурное решение, а также изображения, которые не были представлены в экспозиции. Многие редкие памятники печатной графики впервые опубликованы в оригинальном размере, с возможностью рассмотреть детали. Приложением к каталогу стала рисованная карта, отражающая прошлое и настоящее Нижегородской ярмарки (автор – нижегородский художник Катя Гущина). Каталог, выпущенный в свет тиражом 500 экземпляров, уже сейчас можно назвать раритетом, но все, кому не посчастливится стать его обладателем, всегда смогут полистать эту книгу в медиатеке Арсенала.

Участники презентации, собравшиеся в минувшую пятницу в киноконцертном зале Арсенала, обсуждали итоги и перспективы уникального выставочного проекта, размышляли о том, что прошедшая выставка и представленная на ней коллекция изменили в нашем восприятии города и его истории, о печатной графике как виде искусства, о дальнейшей судьбе ценнейшей коллекции карт и гравюр, о новых направлениях исследования изображений Нижнего Новгорода.

Директор Волго-Вятского филиала ГМИИ имени А. С. Пушкина, искусствовед, продюсер выставки Анна Гор поделилась выводами об итогах проекта:

– Обычно выход в свет каталога предваряет открытие выставки, но в данном случае мы смогли подержать его в руках, только когда выставка уже закрылась. Это дает очень интересный эффект – мы как будто продлеваем выставку, снова можем увидеть ее всю, и даже в расширенном составе, вновь пережить те путешествия во времени и пространстве, которые совершали многочисленные посетители выставки, разглядывая изображения города, по-новому раскрывающие его восьмисотлетнюю историю, заново открыть для себя маршруты, локации, почти неизвестные ранее названия.

На мой взгляд, выставка оказалась необычной и неожиданной. Она довольно тяжело нам далась, но ее ценным итогом стали сложившиеся в ходе подготовки этой необычной экспозиции новые партнерские взаимодействия. У нас появились новые кураторы, художники, вошедшие в выставочное пространство Арсенала со своим современным взглядом. Мы получили ценный опыт работы с историческим материалом, в определенном смысле восполняющим отсутствие в Нижнем Новгороде большой и подробной музейной экспозиции, раскрывающей его историю.

В проекте «Город как графика» мы впервые показали практически в полном объеме выдающуюся частную коллекцию. Вячеслав Викторович, выискивая повсюду в течение долгих лет все эти редкие уникальные экспонаты, делал это из любви к нашему городу. Могу сказать, что вообще все, что делалось вокруг этой выставки, делалось именно из любви к Нижнему Новгороду. Это была большая и трудная работа, но, мне кажется, крайне важная в юбилейный для Нижнего год.

Подарок к юбилею

– Для меня эта выставка стала некой вехой, своеобразным экзаменом. Мало кто знал, что, собирая старинные инструменты и механизмы для Технического музея, я, не являясь ни искусствоведом, ни историком, ни коренным нижегородцем, одновременно уже в течение 15 лет собираю практически все, что связано с Нижним Новгородом. Практически ежедневно отслеживаю интернет-аукционы и частные продажи в России и по всему миру. Мне удалось собрать достаточно много интересных карт, гравюр, литографий. Сделать из всего этого выставку в подарок к приближавшемуся юбилею города я задумал лет семь назад.

До последнего не верил, что все получится. Я безмерно благодарен команде Арсенала, команде настоящих профессионалов, которые вложили в эту выставку свою душу. Это было особенно ценно для меня. Конечно, многие экспонаты лежали у меня просто в папках, хранились неправильно. Огромное спасибо реставратору Нижегородской областной библиотеки Наталье Спицыной, через чьи руки прошли практически все старинные карты и гравюры. Многие из них были в ужасном состоянии. Наталья восстановила их буквально из пепла, я до сих пор удивляюсь, что это оказалось возможно. Когда моя коллекция была выставлена в уникальном пространстве Арсенала, она по-настоящему засияла и даже мной воспринималась уже по-другому. Конечно, продолжать хранить у себя дома такую коллекцию было бы неправильно, поэтому сейчас уже идет подготовка к передаче ее в фонд НГИАМЗ. И если кому-то понадобится поработать с экспонатами, снова увидеть ту или иную карту или гравюру, их всегда можно будет найти в музее, – рассказал владелец коллекции директор Технического музея (филиал НГИАМЗ), автор статьи в каталоге Вячеслав Хуртин.

Карта как экспонат

Куратор выставки и редактор каталога Антон Марцев выразил надежду, что состоявшаяся в прошлом году выставка расширила представление нижегородцев и гостей нашего города о графике как виде искусства и об облике нашего города:

– Она позволила увидеть, как менялся с течением времени облик города и его восприятие нижегородцами и путешественниками. Каталог, который мы подготовили, стал попыткой сделать так, чтобы исследователи города и после завершения выставки могли обращаться к этим изображениям, многие из которых опубликованы впервые. Ну и, само собой, на выставке не было комментариев и статей, дополняющих изображения, а они тоже являются нашей гордостью.

Архитектор выставки Евгений Асс рассказал, насколько сложно и интересно было проектировать выставку, на которой представлены не только произведения искусства, но и карты, которые таковыми обычно не считают:

– Для меня проект «Город как графика» стал серьезным вызовом. Это первая выставка, которую я делал в пространстве, спроектированном мной же, потому что я почти двадцать лет назад был архитектором реконструкции Арсенала. Было совершенно непонятно, как вообще здесь располагать карты и что такое карта как экспонат? Внутри выставочных залов мы выстроили экспозицию по четырем сторонам света, сломав привычную систему координат этого пространства. В качестве экспозиционной поверхности выбрали сетку – она стала нашей метафорической картой, работавшей на демонстрацию карты географической как важного для ориентации в мире инструмента. Сама по себе идея картографирования представляется мне одним из величайших его проявлений, это понимание пространства как некой системы, которая может быть зафиксирована на плоскости.

Музей, который нужен городу

– Применительно к Нижнему Новгороду мы увидели, как с течением времени менялась система координат и система ценностей, менялся взгляд на город. На мой взгляд, в городе с такой богатой историей должен быть музей, где в том числе и эти изображения присутствовали бы в постоянной экспозиции. Это будет уникально не только для России, но и для всего мира, ведь далеко не каждый город может похвастаться такой коллекцией его карт и изображений. Я был бы рад сделать экспозицию для такого музея, если он появится. Появление же каталога выставки «Город как графика» – выдающееся событие для Нижнего Новгорода, потому что в отсутствие постоянной возможности увидеть коллекцию Вячеслава Викторовича такая книга просто бесценна. И я особенно рад, что каталог вышел после выставки, потому что там есть фотографии экспозиции, тогда как обычно в таких изданиях помещаются только изображения экспонатов, поэтому он мне особенно дорог, – добавил Евгений Асс.

Координатор выставки Анастасия Макаренкова считает, что без знакомства с картами и планами сложно представить себе историю развития города:

– Когда мы говорим об истории города, для начала неплохо бы сориентироваться по карте и понимать, откуда он начинался, как рос и из небольшой деревянной крепости стал таким, каким мы привыкли его видеть. Имея в руках карту, можно не только объяснять, но и наглядно показать, что еще не так давно Канавинский район, на территории которого находится Нижегородская ярмарка, не был частью Нижнего Новгорода, а Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года проходила не на территории Ярмарки, как считают даже многие нижегородцы, а совсем в другом месте. Теперь благодаря прошедшей выставке и изданию каталога у нас есть возможность увидеть такие редкие карты и изображения нашего города, которые в лучшем случае несколько раз в жизни видят сотрудники архивов. Думаю, что проект «Город как графика» в будущем не раз даст о себе знать в новых интересных выставках и экскурсиях.

Пути развития проекта

Искусствовед, куратор, автор статьи в каталоге Сергей Хачатуров считает, что экспозиция, в которой ретроспективно представлены карты и планы, дает возможность увидеть, как наши предки понимали «анатомию» пространства города и как менялось с течением времени его восприятие:

– Карта очень напоминает анатомическое изображение человека, в котором есть сплетение сухожилий, кровеносных сосудов, они – слепок конкретного пространства, это его анатомия. И в таком изображении есть культурные коды, которые мы можем считать. Например, Нижний Новгород воспринимался создателями старых карт как странное, срединное место между Московией и Казанью. Рассматривая карты разных лет, мы видим, как образ пространства создавался и жил в веках, какие акценты были важны в изображении, как передавались на бумаге характерные особенности этого места.

Художник, куратор выставки, автор статьи в каталоге выставки Евгений Стрелков, говоря о направлениях дальнейшего развития проекта, отметил:

– Карта – это повод для исследования огромной территории нашего города. Я бы хотел, чтобы это исследование продолжалось. География встроена в социальную жизнь, и карта – способ не только географического, но и социального анализа. Например, Волга – артерия, очень важная для нашего региона. С течением времени, с устройством водохранилищ на ней река менялась, менялись границы районов, топонимика, природа вокруг. И мне бы хотелось, чтобы эти темы тоже были изучены. Еще один предмет исследования – письма и дневники путешественников и миссионеров, посещавших Нижний Новгород, оставивших записи о своих впечатлениях и наблюдениях. Эти тексты также в будущем могут дополнить подобную экспозицию.

Куратор выставки Александр Курицын рассказал о своих личных впечатлениях от работы над проектом «Город как графика»:

– На мой взгляд, важно, что эта выставка была очень тепло, с искренним интересом принята зрителями и профессиональным сообществом. Она во многом повлияла и на мое личное восприятие города. Многие здания и улицы теперь живут в моем сознании сразу в нескольких измерениях, например такими, какими они выглядели в XIX, XX веках и теперь. Говоря о развитии проекта, хотелось бы в будущем увидеть отдельную экспозицию, посвященную истории Нижегородской ярмарки. Она могла бы восполнить определенные исторические пробелы и сделать ее устройство и масштабы более понятными и осязаемыми для наших современников.

Катя Гущина, создатель рисованной карты Нижегородской ярмарки, ставшей дополнением к каталогу выставки «Город как графика», добавила:

– Предложение Саши Курицына и Антона Марцева сделать для выставки карту Ярмарки было для меня полной неожиданностью. Я живу в верхней части города, и у меня не было с Ярмаркой вообще никакой связи. Мы отправились на прогулку по Ярмарке и ее окрестностям, и я впервые открыла для себя некоторые места и здания. Так состоялось мое настоящее знакомство с этим районом. Я еще раз подтвердила для себя принцип: невозможно что-то полюбить, не узнав. Очень надеюсь, что все, кто посетил выставку, и все, кто познакомится с ее каталогом, полюбят наш город еще больше, потому что больше о нем узнают.

Ольга Маркичева

Фото Алексея Манянина и Марии Атяпшевой

  • 003 (1736) 19.01.2022

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru