О лозе, ремесле и нижегородских мастерах
Сначала немного об этом достаточно древнем ремесле – лозоплетении. Которое, кстати, возникло даже раньше, чем деревообработка или работа с металлом, что конечно, обусловлено большим количеством природного материала.
В разных частях света много-много лет назад люди из лозы стали изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. Из этого материала даже делали стены домов. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определенной обработке с легкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.
Само название материала «лоза» произошло, естественно, от виноградной лозы, из которой плели корзины. Но чаще всего в наше время материалом для плетения служит ивовый прут. А техника плетения может быть самой разнообразной. Между прочим, при раскопках гробницы Тутанхамона были обнаружены два плетеных стула, которые отлично сохранились и выглядят вполне современно.
Мода на плетеную мебель появилась в Европе: в Австрии, Германии, Франции, Италии создавались целые школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, открывались музеи. А ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.
В России же лозоплетение стало развиваться позднее, чем в других странах. Первоначально русские мастера плели верши, корзины, мережи и другие снасти для рыболовства. А когда владельцы поместий стали массово привозить из европейских стран плетеные изящные изделия, то и наши мастера стали делать мебель. И постепенно это ремесло стало чрезвычайно популярно и распространено. Известна такая статистика: к 1913 году в России лозоплетением занималось свыше 37 тысяч кустарей из 17 губерний. Наиболее крупные центры этого ремесла были в Московской и Вятской губерниях и в Звенигородском уезде.
У нас в Нижегородском крае лозоплетением занимались очень многие – в 1840 году только в одном в селе Богородское работало 500 мастеров. За сезон они изготавливали почти 240 тысяч корзин! С годами их мастерство росло, а ассортимент увеличивался. Что только не плели нижегородские умельцы: из мебели – кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы, а также дорожные принадлежности – сундуки, чемоданы, саквояжи, а еще игрушки и различную посуду.
– Ивовый прут – замечательный материал: лучше не придумаешь и не найдешь, – считает мастер из Чкаловска Владимир Батраков. – Ива – быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе больше ста ее видов, но для плетения подходят не все. Самые подходящие – белотал, краснотал, козья ива и ракитник. А я беру ивовую лозу на берегах Волги – там она самая замечательная.
Из агрономов – в художники по лозе
– Мастером по лозоплетению я стал, можно сказать, случайно, – признается Батраков. – После школы поступил в Ивановский сельхозинститут. Хотел стать агрономом и работать на земле. И после института приехал в родной Чкаловск и устроился в колхоз. И работа мне эта была по сердцу: посевные, уборочные – все очень нравилось.
А потом для колхозов и совхозов настали сложные времена, постепенно они стали угасать и закрываться. Так Владимир Павлович остался без работы. Но грустил и переживал недолго – как-то на ярмарке выходного дня в Чкаловске увидел, как мастер тут же, на центральной площади, плел очень красивые и изящные вещи – вазы и этажерки. Оказалось, что создаются они из лозы. Тогда Батраков проговорил с мастером по лозоплетению почти полдня.
Вторым шагом Владимира Павловича стал поход в книжный магазин, где он накупил целую кучу книг и самоучителей по лозоплетению. А когда стало получаться, появилась радость необыкновенная. Сделать что-то своими руками красивое и полезное для людей – это то, чем ему всегда хотелось заниматься.
Сотни работ – и все уникальные
С тех пор прошло двадцать лет. Теперь Владимир Павлович делает самые сложные и порой масштабные работы. А также преподает и обучает чкаловских мальчишек и девчонок лозоплетению в местном Центре ремесел. Работы Батракова занимают здесь один из основных залов. Чего только тут нет: плетеная мебель и копии церквей Чкаловского района, танки и оружие из лозы, вазы и самолеты, машины и звери – все сразу не рассмотришь и не перечислишь!
– Наш Владимир Павлович человек уникальный: большой выдумщик и фантазер, – рассказывает руководитель студии чкаловского Центра ремесел Нина Лукина. – Если, допустим, проходит областной фестиваль игрушек, то он тут же создает целую коллекцию кукол из лозы, и все в национальных костюмах народов, проживающих в нашей Нижегородской области. Если проводится фестиваль рыбалки, то все знают – Батраков не пойдет мимо этого события: обязательно что-то создаст и снова всех удивит. И действительно, у нас теперь несколько плетеных рыб. А какого рыцаря человеческого роста он совсем недавно изготовил! Такого больше нигде и нет, только в Чкаловске.
Имеется у Батракова и работа, которая делалась несколько месяцев и теперь стоит в музее Валерия Павловича Чкалова. Это плетеный мебельный гарнитур, принадлежавший семье летчика. Мастер по лозе повторил его точь-в точь, создал копию этого гарнитура, которым так любили пользоваться родственники великого земляка.
– А последние два с половиной месяца я создавал Эйфелеву башню – символ Парижа, – рассказывает Владимир Павлович. – Сначала в интернете нашел подробные технические характеристики, а потом все тютелька-в тютельку повторил. Конечно, хотелось бы побывать во французской столице, посмотреть на настоящую Эйфелеву башню и сравнить ее с моей.
А пока многие чкаловцы идут в Центр ремесел, чтобы посмотреть на башню и сфотографироваться на ее фоне.
– Как будто в Париже побывали, не выезжая из родного города, – говорит местная жительница Елена Денисова. – А мастеру нашему – браво! Талант настоящий, и от этого гордость, что наша земля богата такими самородками!
Планы к 800-летию Нижнего
В планах у Батракова – к юбилею Нижнего Новгорода создать из лозы наш Нижегородский кремль – со всеми башнями и пряслами.
– Знаете, хотя у Владимира Павловича нет художественного образования, это не так и важно, – считает директор Центра ремесел Анна Калякина. – Ведь раньше, сто или двести лет назад, все мастера были самоучками. Видно, что-то сидит внутри нас, передается из поколения в поколение, нужно только это открыть в себе!
Александр Алешин
Фото автора