День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

В Чкаловске появилась своя Эйфелева башня

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/nu-i-nu/v-chkalovske-poyavilas-svoya-ejfeleva-bashnya#sigProGalleria9d2c0d5881
joomlamodniyportal.ru

Не было бы счастья, да несчастье помогло! Именно этой старинной русской пословицей можно как нельзя лучше охарактеризовать историю жителя Чкаловского района Владимира Батракова. Развал родного колхоза превратил простого агронома в человека искусства. Он занялся лозоплетением, и этому увлечению, а теперь уже профессии – ровно двадцать лет. А совсем недавно в городе Чкаловске появилась своя Эйфелева башня! Конечно, благодаря Владимиру Павловичу.

О лозе, ремесле и нижегородских мастерах

Сначала немного об этом достаточно древнем ремесле – лозоплетении. Которое, кстати, возникло даже раньше, чем деревообработка или работа с металлом, что конечно, обусловлено большим количеством природного материала.

В разных частях света много-много лет назад люди из лозы стали изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. Из этого материала даже делали стены домов. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определенной обработке с легкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Само название материала «лоза» произошло, естественно, от виноградной лозы, из которой плели корзины. Но чаще всего в наше время материалом для плетения служит ивовый прут. А техника плетения может быть самой разнообразной. Между прочим, при раскопках гробницы Тутанхамона были обнаружены два плетеных стула, которые отлично сохранились и выглядят вполне современно.

Мода на плетеную мебель появилась в Европе: в Австрии, Германии, Франции, Италии создавались целые школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, открывались музеи. А ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.

В России же лозоплетение стало развиваться позднее, чем в других странах. Первоначально русские мастера плели верши, корзины, мережи и другие снасти для рыболовства. А когда владельцы поместий стали массово привозить из европейских стран плетеные изящные изделия, то и наши мастера стали делать мебель. И постепенно это ремесло стало чрезвычайно популярно и распространено. Известна такая статистика: к 1913 году в России лозоплетением занималось свыше 37 тысяч кустарей из 17 губерний. Наиболее крупные центры этого ремесла были в Московской и Вятской губерниях и в Звенигородском уезде.

У нас в Нижегородском крае лозоплетением занимались очень многие – в 1840 году только в одном в селе Богородское работало 500 мастеров. За сезон они изготавливали почти 240 тысяч корзин! С годами их мастерство росло, а ассортимент увеличивался. Что только не плели нижегородские умельцы: из мебели – кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы, а также дорожные принадлежности – сундуки, чемоданы, саквояжи, а еще игрушки и различную посуду.

– Ивовый прут – замечательный материал: лучше не придумаешь и не найдешь, – считает мастер из Чкаловска Владимир Батраков. – Ива – быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе больше ста ее видов, но для плетения подходят не все. Самые подходящие – белотал, краснотал, козья ива и ракитник. А я беру ивовую лозу на берегах Волги – там она самая замечательная.

Из агрономов – в художники по лозе

– Мастером по лозоплетению я стал, можно сказать, случайно, – признается Батраков. – После школы поступил в Ивановский сельхозинститут. Хотел стать агрономом и работать на земле. И после института приехал в родной Чкаловск и устроился в колхоз. И работа мне эта была по сердцу: посевные, уборочные – все очень нравилось.

А потом для колхозов и совхозов настали сложные времена, постепенно они стали угасать и закрываться. Так Владимир Павлович остался без работы. Но грустил и переживал недолго – как-то на ярмарке выходного дня в Чкаловске увидел, как мастер тут же, на центральной площади, плел очень красивые и изящные вещи – вазы и этажерки. Оказалось, что создаются они из лозы. Тогда Батраков проговорил с мастером по лозоплетению почти полдня.

Вторым шагом Владимира Павловича стал поход в книжный магазин, где он накупил целую кучу книг и самоучителей по лозоплетению. А когда стало получаться, появилась радость необыкновенная. Сделать что-то своими руками красивое и полезное для людей – это то, чем ему всегда хотелось заниматься.

Сотни работ – и все уникальные

С тех пор прошло двадцать лет. Теперь Владимир Павлович делает самые сложные и порой масштабные работы. А также преподает и обучает чкаловских мальчишек и девчонок лозоплетению в местном Центре ремесел. Работы Батракова занимают здесь один из основных залов. Чего только тут нет: плетеная мебель и копии церквей Чкаловского района, танки и оружие из лозы, вазы и самолеты, машины и звери – все сразу не рассмотришь и не перечислишь!

– Наш Владимир Павлович человек уникальный: большой выдумщик и фантазер, – рассказывает руководитель студии чкаловского Центра ремесел Нина Лукина. – Если, допустим, проходит областной фестиваль игрушек, то он тут же создает целую коллекцию кукол из лозы, и все в национальных костюмах народов, проживающих в нашей Нижегородской области. Если проводится фестиваль рыбалки, то все знают – Батраков не пойдет мимо этого события: обязательно что-то создаст и снова всех удивит. И действительно, у нас теперь несколько плетеных рыб. А какого рыцаря человеческого роста он совсем недавно изготовил! Такого больше нигде и нет, только в Чкаловске.

Имеется у Батракова и работа, которая делалась несколько месяцев и теперь стоит в музее Валерия Павловича Чкалова. Это плетеный мебельный гарнитур, принадлежавший семье летчика. Мастер по лозе повторил его точь-в точь, создал копию этого гарнитура, которым так любили пользоваться родственники великого земляка.

– А последние два с половиной месяца я создавал Эйфелеву башню – символ Парижа, – рассказывает Владимир Павлович. – Сначала в интернете нашел подробные технические характеристики, а потом все тютелька-в тютельку повторил. Конечно, хотелось бы побывать во французской столице, посмотреть на настоящую Эйфелеву башню и сравнить ее с моей.

А пока многие чкаловцы идут в Центр ремесел, чтобы посмотреть на башню и сфотографироваться на ее фоне.

– Как будто в Париже побывали, не выезжая из родного города, – говорит местная жительница Елена Денисова. – А мастеру нашему – браво! Талант настоящий, и от этого гордость, что наша земля богата такими самородками!

Планы к 800-летию Нижнего

В планах у Батраковак юбилею Нижнего Новгорода создать из лозы наш Нижегородский кремль – со всеми башнями и пряслами.

– Знаете, хотя у Владимира Павловича нет художественного образования, это не так и важно, – считает директор Центра ремесел Анна Калякина. – Ведь раньше, сто или двести лет назад, все мастера были самоучками. Видно, что-то сидит внутри нас, передается из поколения в поколение, нужно только это открыть в себе!

Александр Алешин

Фото автора 

  • 064 (1456) 24.07.2019

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru