День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Лоскутное искусство

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/nu-i-nu/loskutnoe-iskusstvo#sigProGalleriae04fe23655
joomlamodniyportal.ru

Обрезки как искусство! Художник-модельер Нижегородского театра драмы Елена Курмелева освоила уникальный вид создания картин. Она делает их из обрезков и отходов – всего того мусора, что обычно остается от пошива сценических костюмов. Кто-то скажет, мол, подумаешь, какие-то ниточки и лоскутки, а для Елены Юрьевны это отличный и самый лучший материал для ее картин!

Обрезкам и отходам – вторую жизнь!

В театре драмы Елена Курмелева работает художником-модельером, специализируется на разработке и пошиве мужских костюмов для актеров. Каждый нижегородец и гость города, которые посещали спектакли нашего драматического театра, обязательно видят ее работу на актерах-мужчинах. А картины для нее – хобби и отдушина, а самое главное – творчество!

– У меня нет художественного образования, но в школе я всегда была в редколлегии, – признается Елена Юрьевна. – После пошива костюмов остается много так называемых отходов – кусочков ткани и всевозможных остатков. Их уже никак не используешь. Все это выбрасывалось. И поначалу я делала картины из крупных кусочков. Но постепенно, с совершенствованием техники мне стало интереснее что-то создавать вот из такого мусора.

На столе у художницы куча всевозможных ниточек и обрезков. Сначала она карандашом рисует эскиз на листке бумаги, такого же формата, как рамка будущей картины. А затем с помощью маленького пинцетика она аккуратно раскладывает эти маленькие ниточки. Причем не приклеивает их, а просто готовую картину прижимает стеклом.

– Работа чрезвычайно кропотливая. Вот снег на дереве – укладываешь каждую ниточку. Вот тени, вот земля – здесь уже другого цвета обрезки, – рассказывает Курмелева.

– А сколько в каждой картине таких ниток? – спросили мы.

– Я думаю, миллион! Или даже больше! И каждую нужно уложить, тут требуется огромное терпение и супераккуратность, – объясняет мастерица.

На ее картинах часто встречаются пейзажи, домашние животные и… Снежная королева – с детства любимый персонаж.

– Впечатление работы Елены Юрьевны на всех производят необыкновенное. Я зашла в пошивочный цех по делу, увидела эти картины, подумала, что они написаны маслом или акварелью, и поинтересовалась: кто это пишет такую красоту? – рассказывает руководитель литературно-драматической части театра Тамара Яровикова.– Оказалось, что наша Елена. И не краски это вовсе, а обрезки и отходы.

Прекрасное – из ненужного

Одну картину Елена Курмелева создает около недели. Человек она увлекающийся, может начать творить в семь вечера, а закончить в четыре утра.

– С одной стороны, это так называемое безотходное производство – из мусора создать картину. Но это умение сделать из ненужного что-то прекрасное – большое, настоящее искусство! – считает специалист отдела маркетинга Нижегородского театра драмы Екатерина Золина. – И потом: нарисуй это маслом – ну, была бы очередная картина маслом. А когда это выполнено в такой редкой технике, то это уже необычно и приковывает внимание. А еще в этих работах, как в живописи, есть и объем, и тени, и задний план, и передний, все очень четко проработано. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем!

Слухи о замечательных и самобытных картинах быстро распространились по театру. И теперь самый лучший подарок на день рождения или какой-то праздник от Елены Юрьевны, естественно, ее уникальные картины. А она их с радостью дарит.

– Если мое творчество кому-то по душе, то я только радуюсь, – признается художница. – Мне недавно из Греции звонила подруга, просила ей прислать пару работ. Обязательно отошлю ей свои творения. Пусть и в далекой Греции любуются моими картинами!

Костюмы тоже «играют»

Все картины Елена Курмелева создает в свободное от работы время.

– От любимой работы, – уточняет Елена Юрьевна. В этом году у нее юбилей: ровно тридцать лет назад она пришла работать в Нижегородский театр драмы. Она окончила техникум легкой промышленности по специальности «технолог швейного производства», работала на фабрике и в школе. И приглашение на работу в театр для нее было, с одной стороны, абсолютно неожиданным, с другой – очень заманчивым. Театр она любила всегда, а работать в нем – это что-то из области сказочного и несбыточного.

– Я специализируюсь на мужском костюме. Конечно, в основном мы воплощаем задумки художника по костюмам спектакля, но приходится и включать фантазию, и много чего изобретать и пробовать. Частенько заглядываем в специальные книги и изучаем по ним исторические костюмы. Видишь эскиз и тут же начинаешь думать о будущем костюме, представлять персонаж, даже ночью порою просыпаешься с идеями новой работы, – признается мастер. – Прорабатываешь все мелкие детали, ведь на сцене зритель видит все – цвет, пуговицы, как костюм сидит, совпадает и гармонирует ли с декорациями. И еще множество всевозможных деталей и мелочей.

– А вы смотрите на премьере спектакль или на свою работу? – спросили мы.

– Нет, на первых двух-трех спектаклях мы оцениваем именно наши костюмы. Иногда что-то и переделываем, чтобы актеру было удобно и комфортно. И только уже к четвертому спектаклю смотрим сам спектакль и на игру актеров.

Кстати, актеры Нижегородской драмы совсем не капризные, а, наоборот, дисциплинированные, терпеливые и доброжелательные. Стойко переносят долгие примерки.

– А для художника-модельера главные качества – терпение, усидчивость и вкус, – делится профессиональными секретами Елена Юрьевна. – Особенно приходилось нелегко во времена дефицита тканей. Тогда выручала смекалка и фантазия. Ничего, кроме самой обычной и простой хлопчатобумажной ткани, не было, приходилось ее красить и создавать костюмы. И поучалось красиво!

Работу Курмелевой можно видеть практически в каждом спектакле, но ей больше всего нравится ее работы в «Энергичных людях» (недавняя премьера театра), «Опера нищих» (необычные костюмы со сложной конструкцией), «Господа Головлевы», «Верона. Послесловие», «Бесплодные усилия любви».

– И когда мы видим результат нашего труда, что костюм прекрасно смотрится из зрительного зала, а актеру в нем удобно, и костюм ему «помогает» играть, и смотрится он в нашем костюме органично. А потом актеры говорят нам спасибо, и зритель долго хлопает, то нам это очень приятно, – говорит Елена Курмелева. – Значит, не напрасны все наши творческие муки и поиски!

Александр Алешин

Фото автора 

  • 047 (1669) 16.06.2021

Свежий номер

Свежий номер

086 (1707) 20.10.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru