День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Цифровой прорыв

С 30 июня в России начал работать механизм удаленной идентификации физических лиц. Он необходим для того, чтобы создать цифровой профиль человека, который позволит получать любые финансовые услуги дистанционно. Об этом говорили на расширенном заседании Ассоциации банков России по теме «Цифровая экономика как фактор технологического прорыва: задачи банковского сообщества», которое прошло в Нижегородской области.

Пока отстаем

В настоящее время доля цифровой экономики в России не превышает 4 процентов. А это в 2–3 раза ниже, чем в развитых странах.

Согласно исследованию «Глобальные информационные технологии» за 2016 год, Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике. Впереди со значительным отрывом такие страны, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. По экономическим и инновационным результатам использования цифровых технологий Россия – на 38-м месте. Мы отстаем от таких стран-лидеров, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия.

Развитию цифровой экономики в России препятствует множество факторов. Это, например, сложности с идентификацией человека через интернет. К тому же удаленно открывать счета в банке было запрещено федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…». Страна зависит от экспорта в области электроники, у нас недостаточно собственных разработок, а если они появляются – внедряются очень долго.

Не хватает и кадров. Так, для текущих нужд экономики Нижегородской области необходимо более 3 тысяч выпускников вузов по ИТ-специальностям, заметил председатель Законодательного собрания региона Евгений Лебедев. Сейчас выпускается в два раза меньше.

– Основным структурным препятствием для цифровизации является нерешенный вопрос со статусом персональных данных и регулированием порядка их хранения и использования, – заметил вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков.

Программа в масштабе

Между тем наблюдается тенденция по созданию полностью цифровых банков, которые ориентируются на тех, кто предпочитает использовать банковские услуги онлайн. И в этом направлении предстоят большие перемены.

– За год-два должны сделать то, что обычно делается за 10 лет, – сообщила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова.

Она сравнила по масштабности программу цифровизации с электрификацией страны, которую осуществили после Великой Октябрьской революции 1917 года. И теперь придется добиваться, чтобы интернет был в каждой точке страны.

Ольга Скоробогатова сообщила, что в настоящее время Банку России удалось уже согласовать с Росархивом концепцию хранения электронных документов. Одна из основных задач на 2018 год – подготовить и принять законопроекты и нормативные акты, позволяющие закрепить их юридическую значимость. А в 2019 году мегарегулятор планирует перевести в электронный вид 80 процентов документов, что позволит снизить издержки финансовой отрасли.

Собираются навести порядок с электронными подписями. Как сделать так, чтобы их нельзя было подделать?

– Будут приняты законы, которые ужесточат работу удостоверяющих центров. Унификация подписи должна произойти, поскольку для каждого банка, финансового института нужно получать электронную подпись. Это время, издержки, было бы правильно в одном удостоверяющем центре получить подпись, затем она будет с помощью современных технологий, заверяться и утверждаться в структурах государственных, – рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.

Узнают по голосу и лицу

Имеются изменения, в том числе для клиентов банков. С 30 июня в России запущена Единая биометрическая система. Она является одним из ключевых элементов механизма удаленной идентификации, которая позволит получать россиянам как в государственных и муниципальных учреждениях, так и банковских услуги дистанционно.

– Идентификация пользователя в Единой биометрической системе происходит по двум параметрам – голосу и лицу, – сообщили в компании, которая реализует проект. – Одновременное использование их позволяет определить живого человека, а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале. На сегодняшний день лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового применения биометрические параметры.

Там сообщили, что для регистрации в Единой биометрической системе и в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) человеку придется прийти в банк. Его сотрудник идентифицирует личность клиента, «снимет» биометрические данные – изображение лица и запись голоса и загрузит их в Единую биометрическую систему. После подтверждения данных человеку придет смс о создании учетной записи в ЕСИА и регистрации биометрических параметров. После этого можно будет дистанционно получать услуги любого банка, работающего с системой. Она будет распознавать человека по голосу и лицу.

– Достаточно будет ввести логин/пароль от ЕСИА и произнести сгенерированную системой короткую контрольную фразу, глядя в камеру смартфона или компьютера, – заметили в компании-разработчике платформы. – Для прохождения удаленной идентификации пользователю необходим лишь доступ в интернет, смартфон, планшет или компьютер с веб-камерой, никакого дополнительного оборудования не требуется.

Как сообщили в Центробанке, процедура биометрической идентификации будет бесплатной и добровольной. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20 процентов банков. К 30 июня 2019 года60 процентов и до конца 2019 года100 процентов банков.

Причем данные клиентов будут защищены от взлома, а обмануть систему будет сложно. Она проверит, живой ли человек находится перед камерой. И если голос или внешние данные не совпадут, доступ к конфиденциальной информации не откроется.

Защита от мошенников

Для снижения количества мошеннических операций при денежных переводах принят закон, согласно которому банк сможет приостанавливать перевод средств на срок до двух рабочих дней. При этом оператор услуг должен незамедлительно проинформировать клиента о приостановлении операции и запросить у него подтверждение на ее выполнение.

При получении такого подтверждения либо по истечении двух рабочих дней операция будет выполнена. Возврат денег возможен только до их зачисления на счет получателя, а также если получатель не предоставил документов, подтверждающих обоснованность получения средств.

Закон вступит в силу в конце сентября 2018 года. А признаки, по которым банк сможет остановить перевод денежных средств без согласия клиента, установит регулирующий орган – Банк России. Перечень оснований будет размещаться на его официальном сайте cbr.ru.

Дарья Светланова

Фото из интернета

  • 058 (1330) 11.07.2018

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru