День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Вдохновляясь текстом Пушкина

На днях Нижегородский театр драмы представил зрителям вторую премьеру декабря – спектакль «Маленькие трагедии». О постановке, где так много необычного и новогов стилистике, сценографии, и в осмыслении текстов пушкинских произведений, – расскажем в этой статье.

«Искушения в двух действиях»

Четыре одноактные пьесы – «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы» – были поставлены на нижегородской сцене Искандером Сакаевым, художественным руководителем петербургского государственного камерного драматического театра «Левендаль».

Объединяющим стержнем спектакля стал спор Мефистофеля с Фаустом, взятый из пушкинской «Сцены из Фауста» («Мне скучно, бес…»). Жанр новой постановки режиссер определил как «драматические искушения в двух действиях».

По словам Искандера Сакаева, «“Маленькие трагедии” – произведения и по форме, и по содержанию необычные. Александр Сергеевич экспериментировал, создавая свои “опыты драматических изучений”. Каждая история в “Маленьких трагедиях” – страсть, одержимость, смертный грех, где герои стремятся выйти за край, за пределы человеческого… да и для самого Пушкина, я думаю, это сочинительство на карантине в Болдине было неким побегом из окружавшей его реальности. Мне хотелось придумать свою историю, посвященную Пушкину и его шедеврам, сделать свою игру. Игру в игре. Сам пушкинский текст, к счастью, дает для этого большие возможности».

Режиссер стремился предоставить зрителю возможность увидеть на сцене историю о создании истории и ощутить, как прямо у него на глазах легко и по-пушкински непринужденно рождается сюжет.

«Только в этом театре и только с этими актерами»

Особенность постановки еще и в том, что в процессе спектакля один артист играет несколько ролей, порой кардинально противоположных. Расклад героев спектакля напоминает карточную колоду, масти в которой постоянно тасуются, чередуются и дублируются.

Главные роли всех трагедий исполняют четверо артистов: заслуженный артист России Юрий Котов, актеры театра Сергей Кабайло, Елена Туркова, Маргарита Баголей. В роли «бесов Пушкина» – Рустам Абдряхимов, Александр Горбунов, Николай Смирнов, Павел Ушаков.

Искандер Сакаев, ранее уже поставивший на той же сцене несколько спектаклей («Остров грехов», «Саломея», «Господа Головлевы»), высоко оценивает талант и мастерство артистов Нижегородского театра драмы, называя их уникальными.

– Такой проект возможен только в этом театре и только с этими артистами, – заявил режиссер. – Здесь очень мощная труппа. Если раньше я боролся своей режиссурой с этими личностями, то сейчас я использую талант и силу актера. Главное – не помешать этому чуду. В этом спектакле все актеры – личности, артисты просто космического масштаба. Очень хочется, чтобы артистов такого уровня знала вся страна.

«Летящие рукописи» Ники Велегжаниновой

Уникальная особенность костюмов, которые разработала специально для этой постановки известный художник, лауреат национальной премии «ЦИРКЪ», член Союза художников России Ника Велегжанинова, состоит в том, что на всем протяжении спектакля актеры не переодеваются за кулисами – все происходит на сцене перед зрителем, органично дополняя выступление.

На пресс-конференции, посвященной премьере «Маленьких трагедий», художник по костюмам рассказала:

– Образ этого спектакля для меня – пачка летящих рукописных листов, которые способны парить, падать, разбиваться… Рукописи здесь и звук, и плотьв общем, все в них. Весь наш спектакль – одухотворенный, материализованный текст Пушкина.

Костюмы играют свою отдельную роль в сценическом повествовании, при этом помогая создать единую среду спектакля совместно с декорациями, актерами и световым оформлением, подготовленным художником по свету Натальей Кузнецовой.

На выставке «Летящие рукописи», которую посетители могут увидеть в верхнем фойе театра драмы, в рисунках и моделях художника – живые пушкинские строки, узнаваемые «рисунки на полях», бесы Пушкина на дьявольских каблучках, взвихренные подолы, резкие контрасты, острые углы и потрясающая плавность, завершенность внешних линий и внутренних образов.

Три премьерных показа «Маленьких трагедий» прошли 24 и 25 декабря. В январе спектакль можно посмотреть 6 и 26 января. Зрителям от 14 до 22 лет он доступен по программе «Пушкинская карта».

Выставка эскизов Ники Велегжаниновой «Летящие рукописи» в верхнем фойе Нижегородского театра драмы продлится до середины января.

Подготовила Ольга Маркичева

Фото из архива Нижегородского академического тетра драмы

  • Среда, 29 Декабрь 2021

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru