День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Код Шухова — 1896

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/nizhegorodskie-otkrytiya/kod-shukhova-1896#sigProGalleria010bd74cfc
joomlamodniyportal.ru

Знаете ли вы, что— вся современная железная архитектура родом из Нижнего Новгорода конца XIX века? — и почему профессор Сергей Капица поставил Владимира Шухова в один ряд с Леонардо да Винчи?

«День города» представляет сегодня на суд читателей эксклюзивный материал нижегородских авторов. — Это главы нового издания альбома «КОД ШУХОВА». Первое было тепло встречено нижегородской читающей публикой в 2013 и отмечено премией города Нижнего Новгорода в 2014 году.

Новый широко иллюстрированный альбом Татьяны Виноградовой и Сергея Авдеева посвящен 120-летию XVI Всероссийской выставки 1896 года. В своей расширенной редакции он еще готовится к выпуску и, мы надеемся, увидит свет в юбилейном году. Основой альбома станут новые факты и уникальные фотографии, многие из которых будут опубликованы впервые.

Следуя за авторами по Всероссийской выставке 1896 года, единственной, названной Великой, читатель узнает о гениальном, без преувеличения, ученом и инженере, расшифрует таинственный Код Шухова, обнаружит, что гиперболоиды триумфально шествуют по стране и миру и, возможно, находятся от нас на расстоянии вытянутой руки.

* * *

Ярким и значительным в истории Нижнего Новгорода был тот год: ко всемирно известной Нижегородской ярмарке добавилась Всероссийская промышленная и художественная выставка. Крупнейшая по тем временам, она стала событием не только для Нижнего Новгорода и всей России, но и мирового масштаба. За почти вековую историю российских выставок она единственная получила официальный титул «Великая».

Картинки с выставки

Эту фотографию мы нашли в альбоме, представляющем сегодня библиографическую редкость. Снимок старый, к сожалению, не очень четкий. Какие-то люди выходят из здания в восточном стиле. Многие в форменных мундирах, ковры, почетный караул…

Что за событие? Где все это происходит? И кто эти люди?

По лестнице спускается не просто какой-то важный господин, а последний российский император Николай II, рядом императрица Александра Федоровна. Сопровождают венценосную чету министры. И выходят они из павильона Товарищества «Братьев Нобель» на Всероссийской промышленной и художественной выставке. Происходит все это в Нижнем Новгороде летом 1896 года. Встречает высоких гостей худощавый мужчина на переднем плане — нижегородский губернатор, генерал-лейтенант Николай Михайлович Баранов. Известна и дата этого события — 19 июля 1896 года.

На выставке в Нижнем Товарищество Бр. Нобель представляло свои экспонаты и продукцию: устройства и приспособления, применяемые при добыче нефти, буровые вышки, образцы нефтяных продуктов, керосиновые двигатели, лампы для нефтяного освещения, буровые инструменты, а также фотографии… В павильоне Бр. Нобель демонстрировалась панорама нефтяных промыслов бакинского Черного Города в момент посещения их императором Александром III и его августейшим семейством. Скорее всего, именно эта панорама, запечатлевшая отца, привлекла внимание Николая II.

Краса Поволжья

Нижний Новгород — особый, со своим историческим лицом, непохожий ни на какой другой город России. «Город-встреча», «город-перекресток» — это все про него. Здесь соединяют свои воды две могучих реки и равнины сталкиваются с горами. Здесь встречается Европа с Азией и пересекаются торговые пути. Здесь издавна ведут свой диалог страны и народы, переплетаются исторические события и судьбы людей. На весь мир славилась Нижегородская ярмарка, ее огромное значение для экономического развития России послужило причиной того, что Нижний Новгород был избран для проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

«Красе Поволжья, городу, славному своим историческим прошлым, вновь суждено привлечь внимание всей Руси. В нем не собираются на ратные подвиги воинские дружины и не развеваются воздвигнутые гражданским мужеством хоругви ополчений, как в былые времена: ныне под зубчатыми стенами его кремля совершается тихое и мирное торжество промышленности», — так начинался один из путеводителей по той, отдаленной от нас временем, Нижегородской выставке.

Эта выставка и привела в Нижний В. Г. Шухова. В результате 1896 год стал триумфальным в творческой биографии гениального русского инженера. Об этом мы и постараемся рассказать.

Владимир Григорьевич ШУХОВ (1853 — 1939) был необыкновенным человеком, уникальной личностью. В нем гармонично сочеталось множество талантов. Отметим лишь два: дар крупного ученого, математика-аналитика, и интуиция блестящего инженера. Такое сочетание позволило ему с невероятным успехом творить в самых разных областях техники. Шухов проектировал мосты и цеха промышленных зданий, изобретая и вводя в практику строительства оптимальные конструкции и совершенные методы монтажа, создавал паровые котлы и насосы, занимался реставрацией особо ценных памятников архитектуры, возводил высотные сооружения… Можно продолжать и продолжать. Современники Шухова ценили его как талантливого инженера, в наши дни специалисты считают его не только лучшим инженером эпохи, но и ставят в один ряд с ведущими архитекторами XX века.
О Шухове можно рассказывать бесконечно и при этом не быть уверенным, не пропущено ли что-то из его достижений. Одно из направлений мы условно назвали «Шухов и нефтяная промышленность». Выбор наш не случаен: с одной стороны, широкая публика до сих пор мало что знает о многогранной деятельности Шухова, как творца всей нашей углеводородной цивилизации, а с другой — это направление его деятельности удивительным образом тесно связано с Нижним Новгородом. Эта немаловажная деталь стала одним из интереснейших, на наш взгляд, открытий, сделанных в ходе работы над первым изданием нашей книги. Не менее важное направление — это становление Шухова в Нижнем Новгороде как провозвестника всей железной архитектуры XX века.

Человек русского ренессанса

Когда слышишь, как инженера Владимира Григорьевича Шухова называют выдающимся, невольно мысленно поправляешь: не выдающийся — это не его масштаб, он — великий, он — гений. Не случайно профессор Сергей Капица в одном из своих интервью поставил Шухова рядом с Леонардо да Винчи. Такое сравнение для специалистов, погруженных в творчество Шухова, является очевидным.

Возможно, вы удивитесь — какая может быть связь между Шуховым и ренессансом?

Николай Бердяев, анализируя истоки русского духовного ренессанса, отмечает, что уже в конце XIX в. произошло у нас изменение эстетического сознания и переоценка эстетических ценностей: «То было освобождением художественного творчества и художественных оценок от гнета социального утилитаризма, освобождением творческой жизни личности». (Журнал «Путь»— 1935. — № 49). По Бердяеву это прежде всего выразилась в новой оценке русской литературы XIX века: «Увидели огромные размеры творчества Достоевского и Толстого, и началось их определяющее влияние на русское сознание и русские идеологические течения. Уже в конце 80-х и начале 90-х годов формировались новые души, открывшиеся влиянию Достоевского и Толстого…»(там же).

И мы с вами давайте вспомним последнюю четверть XIX века: мир словно просыпается ото сна. И в Европе, и в Америке происходит невиданный до этого процесс индустриализации, сопровождаемый интенсивным строительством уникальных промышленных сооружений, железных дорог, мостов… Инженерное творчество во всем мире оказывается востребованным как никогда. Промышленный бум охватывает и Россию. Гений Шухова органично вписывается в этот процесс. Инженер работает неустанно, генерируя блестящие идеи и воплощая их в великое множество открытий и новаторских изобретений, причем в самых разных областях техники.

Диапазон его творческих интересов и возможностей необыкновенно широк. Простое перечисление сфер деятельности Шухова поражает воображение. Его пытливый ум стремится к постижению целостной картины мира, установлению внутренних взаимосвязей самых разных процессов и явлений. Еще в юности он увлекался астрономией, впоследствии серьезно интересовался теорией относительности Эйнштейна, а «самой необходимой наукой» для каждого сознательного человека считал историю. Одним из первых он задумался о взаимосвязях биологии и техники и тех возможностях, которые может открыть перед инженером изучение естественных наук. В 1877 году, не прерывая основной работы, он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии. По его собственному свидетельству, два года занятий там дали ему как инженеру бесценный опыт, обогатив пониманием самой совершенной конструкции, созданной природой, — человеческого организма.

Обладая поразительной трудоспособностью, он один выполнял работу целого научно-исследовательского коллектива, создавал совершенные конструкции, аппараты и системы, которым суждено будет и спустя столетие восхищать специалистов. Его работы и в XXI веке определяют мировой приоритет России.

Казалось бы, Владимир Григорьевич только и делал, что работал, львиную долю времени проводя за письменным столом. Но это не так, совсем не так. В том то и состоит ренессансный тип личности: он любил и ценил жизнь в ее многообразии. Обожал театр, балет и классическую музыку, много читал, свободно владел тремя иностранными языками. Особое место в его жизни занимал спорт: Владимир Шухов играл и в теннис, и в шахматы, бегал на лыжах и коньках, стрелял из лука, бросал бумеранг… Его страстью был велосипед, причем он не просто катался на нем, а с успехом участвовал в гонках, побеждал и даже стал чемпионом Москвы среди любителей. Можно сказать, что он был и профессиональным фотографом. Событием в культурной жизни уже в наши дни стало издание альбома его фотографий.

НЕФТЬ БраНобель

Павильон Товарищества братьев Нобель (арх. Р. Мельцер), действительно, напоминал богатую бакинскую мечеть. Над боковым входом возвышался минарет. Под огромным куполом центрального зала размещалась панорама «Черного Города» — места нефтяных промыслов, были развешены картины, изображающие Баку и его окрестности. Архитектура здания отличалась большой строгостью и контрастом плоских глухих стен, изяществом деталей и филигранных мозаик.

В начале восьмидесятых годов Людвиг совместно с братьями Робертом и Альфредом и рядом других лиц создал нефтяную компанию Товарищество братьев Нобель (БраНобель), которая за короткий срок стала одной из лучших в России и Европе по добыче, переработке и транспортировке нефтяных продуктов, а по продаже керосина вытеснила полностью с европейского рынка американскую фирму «Стандарт Ойл».

Первая нобелевская

Людвиг Нобель был человеком незаурядным. Он свободно владел пятью языками: шведским, русским, английским, французским и немецким. В 1886 году Людвиг Нобель стал инициатором и учредителем Русского технического общества, инициатором введения в России метрической системы мер, на создание которой он выделил необходимые деньги. Денежные средства он отпускал и для исследований Академии наук и Русского технического общества, финансировал школу железнодорожных мастеров и школу рабочих.

После смерти Л. Нобеля Русское техническое общество и товарищество «БраНобель» учредили золотую медаль и премию, присуждаемую один раз в пять лет за исследования и разработки в области науки и техники. Таким образом, незадолго до того, как на средства и в честь Альфреда Нобеля, брата Людвига, были учреждены международные Нобелевские премии, в России появилась премия имени Людвига Нобеля.

Богатства всего земного шара

Вернемся, однако, к альбому А. Шустова, выпущенному к нижегородской выставке 1896 г.:

«Имя Л. Э. Нобель связано с развитием нефтяного дела не только в России, но смело можно сказать, что благодаря предприимчивости этого замечательного деятеля нефтяные богатства всего земного шара получили то широкое применение, каким пользуются в настоящее время. Благодаря ему такой дешевый продукт, как нефть, может выдерживать расходы перевозки из одного полушария в другое, из одной страны света в другую. …Главнейшею заслугою покойного учредителя Товарищества в нефтяном деле следует считать введение наливной перевозки нефтяных продуктов на судах, считавшейся до того времени невозможной… Еще ранее этого Л. Э. Нобель первым в России устроил нефтепровод от промыслов Товарищества на заводы на протяжении 11 верст».

Первый в России нефтепровод — безусловная заслуга Нобелей. Но кто стоит за этим изобретением, кто его спроектировал и руководил строительством? Владимир Григорьевич Шухов, в то время совсем молодой инженер.

Одного этого было бы достаточно, чтобы достойно войти в отечественную историю. Но с именем Шухова связан целый ряд блестящих изобретений в области нефтяной промышленности. В известной степени именно Владимир Шухов является творцом нашей эпохи, которую принято теперь называть нефтяной эрой, или углеводородной цивилизацией.

Разгадать феномен Шухова

Анализируя жизнь и творчество Шухова, приходишь к мысли, что с ним связана некая тайна, если хотите, загадка русской души. Не мистика, а то невероятное позитивное притяжение, которое от него исходит. Прошло много десятилетий с тех пор, как его не стало на свете, а все больше людей думающих, причем молодых, и не только в России, пытаются разгадать феномен Шухова.

Европейское инженерное общество в наши дни учредило грант для изучения творчества русского инженера. Мощная профессиональная группа работает в этом направлении. Ученые и специалисты из Германии, Австрии и Швейцарии пытаются в российских архивах отыскать шуховские расчеты и чертежи, ездят по всей стране в поисках спроектированных и построенных им маяков, водонапорных башен, промышленных сооружений и делают все возможное, чтобы сохранить и реставрировать творения великого русского инженера. Изучение и популяризация наследия Шухова стало делом жизни профессора из университета Инсбрука Райнера Грэфе, автора и составителя научной монографии, посвященной Шухову, «Искусство конструкции». Легендарный британский архитектор лорд Норман Фостер, создатель уникальных сооружений, среди которых и высотные, называет Шухова своим кумиром.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, отраженный в начале этой главы: Владимир Григорьевич Шухов является поистине ренессансной личностью. Наряду с расхожим понятием «Код да Винчи», ставшим общепринятым в мировой культуре, смело можно вводить «Код Шухова». И это еще одно «нижегородское открытие».

Продолжение в № 67, 69

Татьяна Виноградова и Сергей Авдеев
Фото предоставлены авторами альбома

  • 062 (1113) 03.08.2016

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru