День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Ни дня без фортепиано 85 лет подряд

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/ni-dnya-bez-fortepiano-85-let-podryad#sigProGalleriaaf72cde7a6
joomlamodniyportal.ru

На отчетном концерте клуба «Дружба» перед очередным выступлением хора ветеранов ведущий громко объявил: «Аккомпанирует Людмила Рахманкова. Сегодня у Людмилы Алексеевны юбилей – ровно 85 лет, как она занимается музыкой и играет на фортепиано. Мы всем миром подсчитали: за инструментом она провела почти 31 тысячу дней». Зал взорвался аплодисментами.

А мы после концерта подошли на минуту к юбилярше и поинтересовались, не приврал ли конферансье ради красного словца. Рахманкова только улыбнулась:

– Все верно! Музыкой я начала заниматься в четыре года и с тех пор играю каждый день. Отсюда и цифра такая впечатляющая.

Харизма педагога

Первый раз наша юбилярша села за пианино, ко всеобщему удивлению воспитателей и родителей, еще в детском саду.

– У нас был удивительно харизматичный и заразительный музыкальный работник Иван Иванович Постников, – вспоминает Людмила Алексеевна, – он очень интересно и азартно работал с нами, детьми. И вот я как-то после занятий взяла и села за инструмент. И начала подбирать по нотам только что пропетые нами песни. И так каждый день! Иван Иванович, видя мою настойчивость и огромное желание, стал заниматься со мной персонально и совершенно бесплатно.

Сначала четырехлетняя девочка выучила все ноты, потом одним пальчиком играла какие-то мотивы, а затем и несложные для ее возраста гаммы переключилась. Вердикт родителям музыкальный педагог вынес безоговорочный: девочку необходимо отдать в музыкальную школу! Родители Людмилы поначалу были в растерянности: ни мама Полина Сергеевна, ни тем более папа Алексей Александрович к музыке никакого отношения не имели. Мать работала в детском саду, отец – на заводе «Красное Сормово». Но на семейном совете Люся твердо ответила, что готова учиться играть на фортепиано, и в семь лет ее отвели в музыкальную школу № 11, которая находилась тогда в Сормовском Дворце культуры.

– И началась счастливая жизнь! – признается Рахманкова. – Ведь я бежала на все занятия с большой радостью – и на сольфеджио, и на музыкальную литературу, и, конечно, на сами занятия на инструменте. И не было ни одного дня, чтобы я пропустила или пошла в школу с неохотой. Так мне нравилось погружаться в сказочный и волшебный мир красивой музыки и гармонии!

И война, и победаза инструментом

А потом настало лето 1941 года, началась война. В Сормовском Дворце культуры расположился военный госпиталь, где лечились раненые с фронта. Но занятия школьников из музыкальной школы не прекратились. Педсовет решил: будем заниматься с детьми дома у самих педагогов, благо у всех в квартирах имелся свой музыкальный инструмент.

– Моя учительница музыки жила неподалеку от Сормовского парка, на улице Энгельса, – рассказывает Людмила Алексеевна. – Частенько были бомбежки – и в дневное и в вечернее время, было очень страшно, мы прятались под деревьями, забегали переждать в бомбоубежище, а потом все равно шли на уроки. И еще одно яркое воспоминание о том трагичном времени – голод, постоянно хотелось есть. И тот хлеб я не забуду никогда: в нем были и картофельные очистки, и зернышки прямо с шелухой, и совсем немного муки.

А еще мальчишки и девчонки еженедельно давали концерты для раненых в госпиталях. Концерт разделялся на две части. В первой ребята играли бойцам и летчикам классические произведения, которые они изучали в музыкальной школе: Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Шопена, Глинку. А затем сами раненые запевали дружно какую-то песню, чаще всего «Катюшу» или «Темную ночь», и начинающие музыканты подхватывали ее и аккомпанировали. Многие бойцы смотрели на ребят и не могли сдержать слез, вспоминая своих детей, оставшихся дома.

– Зато 9 мая был праздник, забыть который никогда и ни у кого не получится! – улыбается Людмила Алексеевна. – Я училась уже в музучилище на улице Фигнер (сегодня это улица Варварская. – Прим. автора). Вдруг посредине занятий объявляют: победа! Я снова села за инструмент и играла самые веселые и праздничные мелодии. А потом студенты выбежали на улицу, к Откосу – все люди, знакомые и незнакомые, обнимались, целовались, поздравляли друг друга. Гулял, без преувеличения, весь город Горький!

Об учениках и пользе музицирования

Свое призвание Рахманкова нашла в педагогике: 54 года непрерывного стажа преподавания! 27 лет из них она работала в 12-й нижегородской музыкальной школе Московского района и ровно столько жев музыкальной школе в селе Уразовке Краснооктябрьского района.

– Я поняла, что кроме занятий на инструменте мне интересно обучать других, – говорит Людмила Алексеевна. – Обучая игре на фортепиано своих учеников, я не чувствовала усталости никогда.

А еще она в 1979 году в Краснооктябрьском районе организовала первую в нашей области секцию по аэробике, чтобы ее ученицы были в хорошей физической форме – это так важно для артистов! Но это другая, отдельная история.

Среди учеников Людмилы Алексеевны, разлетевшихся по всей России, и руководители известнейших хоров, и педагоги музыкальных школ, и просто люди, не представляющие своей жизни без мелодий и песен. А еще, уверена наша героиня, занятия музыкой вообще и игра на фортепиано в частности помогают хорошо себя чувствовать и даже продлевают жизнь!

– Игра на инструменте приучила меня с молодых лет к безупречной осанке, правильному дыханию и великолепной памяти, – перечисляет Рахманкова. – Вот сижу я дома и собираюсь на концерт. Давление – очень высокое, как дойду до ДК имени Орджоникидзе и как проведу выступление – не представляю. И как только выхожу на сцену и сажусь за инструмент: все, другое самочувствие, и давление в норме, как у космонавта. Как это объяснить? Волшебная сила искусства!

От Шопена до Лепса

В начале апреля будущего года у Людмилы Алексеевны юбилей – 90-летие. И юбилярша надеется, что обязательно выйдет на сцену, как и последние 85 лет, сядет за рояль и непременно сыграет своего любимого Шопена. А может быть, и мелодии песен Григория Лепса. А почему бы и нет? Людмила Алексеевна внимательно следит за тем, что происходит в современном музыкальном мире, и Лепс ей глубоко симпатичен. Как она говорит, этот исполнитель интересен прежде всего сложностью исполняемых мелодий и замечательным диапазоном. Хотя до концерта еще больше полугода. И вполне может быть, что Людмила Рахманкова все еще поменяет и сделает по-своему. Такая уж она неугомонная и… молодая!

Александр Алешин

Фото автора

  • 058 (1330) 11.07.2018

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru