В этом году наша страна отмечает 100-летие со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. Выдающийся физик-теоретик, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира, он был явлением мирового масштаба и нашим современником. В преддверии юбилея в нижегородском Арсенале открылась выставка графики и медиаарта нижегородского художника Евгения Стрелкова «Третья идея», представляющая собой попытку художественного осмысления судьбы и личности советского ученого.
«Нижегородский след» в биографии Сахарова
Отметим, что в течение 2021 года в Нижегородской области пройдет целый ряд мероприятий, посвященных этой дате. Это неслучайно – наш регион оставил заметный след в биографии, научной и общественной деятельности академика Сахарова. Сам он – москвич, но именно здесь почти 20 лет работал над созданием первой советской водородной бомбы в секретном конструкторском бюро, расположенном в Саровском монастыре на юге Нижегородской (тогда Горьковской) области. В Горьком же Андрей Сахаров и его супруга Елена Боннэр прожили несколько лет, будучи высланы из Москвы за активную общественную и правозащитную работу.
Несколько смыслов одного названия
В экспозиции представлены новые работы Евгения Стрелкова, связанные с художественным осмыслением научного поиска, историей советского атомного проекта, с научной и общественно-политической деятельностью академика Сахарова.
Название проекта отражает сразу несколько направлений как научных и философских изысканий Сахарова, так и художественного поиска самого автора работ.
Слова «третья идея» отсылают нас к строкам сахаровских «Воспоминаний», над которыми он работал, находясь в горьковской ссылке. Лишенный государственных наград и почетных званий, отстраненный от секретной работы, ученый тем не менее продолжал блюсти государственную тайну, к которой был причастен, и о многом высказывался иносказательно. В своих записках Сахаров упоминает, что «в Сарове нам пришла в голову третья идея». Считается, что так академик зашифровал мысль об использовании рентгеновского излучения для запуска процесса термоядерного синтеза.
В то же время «третьей идеей» можно назвать и социальную теорию конвергенции, о которой ученый также рассуждает на страницах «Воспоминаний». Она состояла в том, что, взяв все лучшее из двух существовавших тогда социальных систем (капитализма и социализма), человечеству следует построить третью, которая и будет совершенной.
Можно говорить здесь и о трех способах познания мира, которые отразил художник в своем проекте: научный, художественный и религиозный. По словам Евгения Стрелкова, его особенное внимание привлек тот факт, что работы над созданием водородной бомбы проводились в стенах Саровского монастыря, расположенного на территории Нижегородской области. В одной географической точке пересеклись, пусть и со значительной разницей во времени, судьбы двух выдающихся людей: одного из самых популярных среди верующих святых Русской православной церкви и одного из самых известных советских ученых. Объединяет две эти фигуры их «инаковость» и несистемность – как Серафим Саровский был известен своим независимым поведением по отношению к церковным иерархам, так и Сахаров оставался независимым в своих научных поисках и общественной работе.
Путь ученого и философа
В экспозиции четыре раздела, включающих циклы графических работ, интерактивные секции, отрывки документальной кинохроники, архивные фотографии. Пространство выставки наполнено непрерывным звучанием, важным для восприятия не меньше изображения: до зрителя доносятся церковные песнопения, обрывки передач советских и зарубежных радиостанций 1970-х годов, жужжание подопытных насекомых.
Первая часть экспозиции – «Коллегия» – посвящена истории развития естествознания, научного поиска в физике, генетике, медицине, психиатрии, а также попытке проникнуть в будущее и предсказать его.
Центральная часть носит название «Келья». В бывших монашеских кельях сотрудники Саровского КБ жили и работали, производили взрывы у монастырских стен. Вскоре по стенам Успенского собора пошли трещины, решено было его разобрать. В своем проекте Стрелков «воссоздает» исчезнувший иконостас собора с учетом истории монастыря, превратившегося в ядерный полигон. Составляющие деисусный чин иконостаса фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и архангелов в его интерпретации напоминают рентгеновские снимки: видны черепа, ребра, суставы… (Напомним: согласно записям Сахарова, именно в Сарове было принято решение прибегнуть к использованию рентгеновских лучей.) Там, где должно помещаться изображение Спасителя, сохраняются очертания так называемой «славы», но фигуры самого Христа нет. Рядом на экране – кадры кинохроники испытаний первой водородной бомбы.
Осознав, к каким губительным последствиям для человечества в перспективе приведут испытания и применение ядерного оружия, Сахаров призывает остановить разработки, в которых ранее сам участвовал, вносит существенный вклад в подписание Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах 1963 года, который действует до сих пор.
После публикации брошюры «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» в 1968 году ученого отстраняют от работы на саровском объекте. Больше Сахаров туда не вернулся. Но в 1980-е годы оказался в Горьком, куда руководство СССР выслало его из Москвы за «антисоветскую» деятельность. Часть экспозиции с названием «Капсула» рассказывает об этом периоде жизни Сахарова и его супруги Елены Боннэр. Находясь в изоляции, они были вынуждены оставить правозащитную деятельность, очень ограничены в общении и по большому счету предоставлены сами себе. В горьковской ссылке Сахаров вернулся к научной работе и своим «Воспоминаниям», на которые у него раньше не оставалось времени.
Вернуться в Москву супруги смогли только в 1986 году по личному приглашению Михаила Горбачева. Сахаров сразу же снова окунулся в активную общественную работу. Его мнение в советском обществе той поры имело большое влияние – Сахарова можно назвать одним из символов эпохи Перестройки в СССР. В блоке «Кафедра» мы видим фотографии Сахарова и встречавших его людей, сделанные на вокзале сразу после приезда в столицу, снимки его встреч с избирателями, авторский фильм-коллаж с кадрами из знаменитого выступления Сахарова на Съезде народных депутатов СССР.
«Лицом к лицу – лица не увидать…»
Проживший сравнительно недолгую жизнь – он умер в 68 лет – Андрей Сахаров оставил заметный след в науке и истории нашей страны. Это одна из самых сложных и противоречивых фигур ХХ века. Он участвовал в создании самого страшного в мире оружия, но остаток жизни выступал за то, чтобы его никогда не использовали. Был обласкан властью, осыпан почестями, а затем лишен всех наград и отправлен в ссылку. Будучи одним из самых засекреченных людей в нашей стране, стал широко известен за рубежом, публиковался во влиятельных мировых изданиях. Его превозносят и называют гордостью страны и совестью нации и его же считают предателем Родины и врагом своего народа.
Очевидно, что наиболее полное осмысление и понимание личности Сахарова, его идей, результатов научной и общественной деятельности еще впереди. На наш взгляд, художественный проект Евгения Стрелкова «Третья идея» – существенный шаг в этом направлении.
Ольга Маркичева
Фото Александра Мерзлякова (предоставлены Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород – Арсенал)