День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Жениться или не жениться?»

В советское время говорили, что настоящий интеллигент должен отличать Гоголя от Гегеля и Бабеля от Бебеля. А настоящий творческий интеллигент может эту шутку обыграть так, что все будут смеяться до изнеможения. Новый спектакль «Женитьба» режиссера Вадима Данцигера по пьесе Гоголя в нижегородском театре «Комедiя» – талантливая постановка с немецким колоритом – не оставит равнодушным даже самого искушенного зрителя.

Замахнулись на Гоголя

Когда собираются вместе творчески одаренные люди и по ходу импровизации входят в кураж, то получается черт знает что такое, просто настоящий Ильф-и-Петров какой-то. Нынче в «Комедiи» замахнулись на бессмертное произведение Николая Васильевича. «Женитьба» Гоголя – пьеса классическая, сыгранная в отечественных театрах тысячи раз. Для того чтобы снова поставить ее на сцене, нужна определенная творческая смелость. Яркие до гротеска характеры, забавные до нелепости ситуации, сатира на человеческие слабости, которые не меняются в любые времена, обеспечивают этой пьесе вечную жизнь и любовь режиссеров, актеров и зрителей. Фильм Виталия Мельникова «Женитьба» 1977 года с Олегом Борисовым, Евгением Леоновым, Светланой Крючковой, кажется, вообще, превзойти невозможно. Каких только экспериментов не провели над незадачливыми женихами и невестами в разное время. Даже упомянутые уже Ильф и Петров пошутили над осовремениванием произведения. Не могу удержаться, чтобы не процитировать «Двенадцать стульев»: «Женихи были очень смешны, в особенности – Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом. Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительный. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся. – Я доволен спектаклем, – сказал Остап, – стулья в целости».

Немецкий колорит

Когда зритель знает пьесу почти наизусть, удивить его трудно. Но режиссеру и актерам это удалось. Приняв во внимание, что пьеса Гоголя – на все времена, режиссер решил сместить временные рамки и поместил персонажей в начало ХХ века. Действие происходит где-то в 1914–1915 годах, когда достойные женихи воевали, а в «свежие кавалеры» напрашивались великовозрастные отставники да инвалиды (один из женихов Агафьи Тихоновны подкатил к ней на инвалидной коляске). Отсюда и немецкий колорит в новой постановке. Так, невеста, по мнению Анучкина, должна говорить по-немецки, а не по-французски, девушки в Италии разговаривают тоже все по-немецки, и даже служанка Дуняша – рослая дородная барышня – переодетый немец в юбке.

Страхи писателя

Надо сказать, что вопрос «Жениться или не жениться?» был для самого Гоголя болезненным, писатель боялся женщин. Считал, что все они – ведьмы. Сам никогда не был женат и посмеялся над своими страхами в комедии «Женитьба». Отсюда и еще одна интересная находка, которая придала новизны спектаклю, но оказалась вполне в гоголевском духе, – это мистика. Так, в интерьерах квартир жениха и невесты «оживают» картины. Неожиданно из рамы появляется живое лицо маменьки Подколесина. Покойница манит рукой сына, подсказывает текст Ивану Кузьмичу. На другой картине мы видим сначала пейзаж, потом «Купчиху» Кустодиева, а в тот момент, когда Агафья Тихоновна мечтает о достойном женихе, угадываем черты… нижегородского мэра Юрия Шалабаева. Что ж, как говорил герой анекдотов советских лет генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, если народ шутит, значит ему хорошо живется. А если про правительство слагает анекдоты, значит, любит его.

«Выберите Ивана Кузьмича!»

Понравилось, как в спектакле интересно показали «явление» матери Подколесина в зеркале. Правда было непонятно, как одновременно можно было увидеть и потустороннее изображение покойницы, и отражение Ивана Кузьмича. Потом по ходу действия зеркало стало окном, из которого выпрыгнул жених. Здорово! Браво художнику-постановщику Борису Шлямину! Браво в очередной раз! Спиритический сеанс – вообще одна из самых эффектных сцен в спектакле. Во время сеанса, когда Агафья Тихоновна гадает на жениха, в стеклянном лототроне, откуда она до этого вытаскивала записочки, вдруг появляется голова Кочкарева и как заорет: «Выберите Ивана Кузьмича!» Зрители в зале даже подпрыгнули на креслах. Конечно, в классической пьесе всю погоду делают актеры. Именно на их игру ставку делает режиссер. Хороши в своих образах были Алина Гобярите (невеста), Екатерина Соколова (тетка), Алена Щеблева (сваха), Иван Гапонов (Подколесин), Александр Калугин (Кочкарев), Андрей Голошапов (Жевакин), Игорь Михельсон (Анучкин), Михаил Булатов (Яичница), Дмитрий Кальгин (Степан и Дуняша). Отлично спела невеста. С вокальными данными актрисы Алины Гобярите мы уже познакомились ранее и ждали, что и на этот раз она нас чем-нибудь порадует. И действительно, вокализ под аккомпанемент «консерваторок» местного разлива стал украшением «Женитьбы». Спектакль отличный! Советуем к просмотру.

Елена Анисимова

Фото организаторов 

  • 050 (1908) 31.05.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru