В Нижегородском ТЮЗе представили мюзикл «Маугли» по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. На премьере побывала корреспондент газеты «День города. Нижний Новгород» Елена Анисимова и делится своим впечатлениями.
Актуальная тема
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит народная пословица. В этом великая воспитательная сила театра. Как же похожи мальчишки и девчонки в зале на обезьянок в спектакле – шумные, шаловливые, не могут сидеть на месте. Но это только в антракте да на школьных переменках. Спектакль ученики младших классов, а именно они стали первыми зрителями, смотрели затаив дыхание. Может, не все поняли, но учителя им потом объяснят, обсудят постановку на уроке. А поучительного в спектакле было много.
Киплинг и его интерпретации
Так кто же ты, Человек? Серьезный разговор на понятном детям языке – языке сказки – ведут с ребятами актеры театра. Специально для тюзовской постановки драматург Екатерина Жмырова написала пьесу «Книга джунглей». Произведение Киплинга содержит много глубинных смыслов. И трактовали их в разное время по-разному. Для самого Киплинга, творившего на рубеже XIX–XX веков, человек – это повелитель зверей, покоритель природы. В нашей стране книгу адптировали для советских девчонок и мальчишек, где человек становится другом животных, помогает им и защищает слабых. Особенно популярен был пятисерийный мультфильм «Маугли» 1969 года, на котором выросли многие нынешние взрослые.
Ребятам о зверятах
Группа постановщиков спектакля «Маугли» в Нижегородском театре юного зрителя включила в спектакль наиболее актуальные на сегодняшний день темы. А именно, вопросы поведения личности в коллективе, необходимости образования и воспитания.
Джунгли – это не просто дикий тропический лес. Там все живут по законам: вожак волков Акела и жестокий тигр Шер-хан, заботливый медведь Балу и мудрый удав Каа. Эти законы очень похожи на человеческие: лесным жителям знакомы благородство, предательство и настоящая дружба. Мальчику Маугли предстоит спасать свою жизнь и отстаивать свое место в стае, хотя это непросто.
– Эта история про то, что мы даем своим детям, чему мы их учим, про то, как важно отличать черное от белого, добро от зла, предательство от верности, – объясняет режиссер-постановщик Алексей Тишура. – В целом спектакль – про этапы и пути взросления каждого человека. А мы взрослеем, когда с нами случаются самые разные вещи, когда мы живем в семье и соприкасаемся с разными компаниями, в том числе дурными, когда кого-то теряем, надолго или навсегда расстаемся. Это вопросы, адресованные и детям, и взрослым. Через современные решения мы постарались показать, что скрывается за красивыми масками, которые могут быть праздничными, нарядными. И важно уметь различать настоящее и ложное. Главное – понять, кто твой друг, кто твоя семья и что на самом деле ценно.
Волшебная сила искусства
В работе над «Маугли» приняли участие победители «Чемпионата АртМастерс», уже знакомые нижегородским зрителям по работе над спектаклями «Тайна третьей планеты», «Без пяти 100». Это режиссер-постановщик Алексей Тишура, композитор Андрей Григорьев, сценограф, художник по костюмам Стефания Филатова, балетмейстер-постановщик Надежда Бобрикова, художник по свету Георгий Новиков, хормейстер Александр Орлов, видеохудожник Ксения Вороненко.
В спектакле великолепная сценография. Актеры двигаются по многоуровневой декорации, при разном освещении представляющей собой то Скалу советов, то древнеиндийский замок, то пещеру старой кобры. Смена игровых пространств вызывает восторг у детей, особенно когда подключаются мультимедийные спецэффекты. Например, мы видим завораживающую игру колец удава Каа. Роль Каа, кстати, отлично сыграл актер Дмитрий Соколов. Неподражаемой в образе была Багиры Анна Сильчук. Трогательно и проникновенно исполнила колыбельную песню волчица Ракша, приемная мать Маугли (Ирина Страхова). На сцене постоянно присутствовало до двух десятков персонажей – то волчья стая, то обезьянье племя.
Спектакль получился динамичным, нескучным, захватывающим. Танцы, песни, музыка – все приковывало внимание юных зрителей к сцене. Балетмейстер-постановщик Надежда Бобрикова говоит: «Все два акта актеры поют и танцуют, что обычно бывает в музыкальных театрах, театрах оперы и балета. И здесь актеры ТЮЗа были на высоте».
Елена Анисимова
Фото ТЮЗа