В сентябре в Нижегородском театре юного зрителя стартовал новый сезон – второй в условиях продолжающейся пандемии коронавируса. Как и все учреждения культуры, театр работает со строгим соблюдением правил противоэпидемической безопасности и очень ждет зрителей, больших и маленьких. Мы узнали, какими премьерами порадует ТЮЗ нижегородцев в этом году и что еще интересного коллектив театра приготовил для ребят и их родителей.
Театр для зрителей всех возрастов
Нужно сказать, что в прошлом году, с приходом нового руководства (в лице творческого тандема – директора театра Инны Ванькиной и главного режиссера Алексея Логачева), поменялась и концепция театра. По словам пресс-секретаря Елены Шустовой, «раньше ТЮЗ воспринимался только как «детский театр». Теперь он стал театром семейным, «с детства и на всю жизнь». Как говорит наш главный режиссер, если детский спектакль неинтересен взрослому – это плохой спектакль. Мы стараемся сделать так, чтобы даже спектакли для самых маленьких зрителей с удовольствием смотрели их родители, бабушки и дедушки».
В репертуаре ТЮЗа есть спектакли для дошкольников: «Морозко», «Летучий корабль», «Золушка», «Бременские музыканты» – это сказочные сюжеты, интересные и понятные малышам, красочные яркие декорации и костюмы, которые привлекают и удерживают их внимание.
Для младших школьников здесь ставят пьесы с сюжетами посложнее, такие как «В стране невыученных уроков», «Волк, рок-н-ролл и козлята», «Кентервильское привидение».
Для учащихся средних и старших классов в репертуаре есть постановки по произведениям школьной программы, такие как «Маленький принц», «Горе от ума», «Васса».
Нижегородцам старше 18 лет ТЮЗ тоже предлагает целый ряд интересных разноплановых спектаклей. Так, в прошлом сезоне здесь состоялась премьера «Прощай, конферансье!». Это неоднозначный спектакль, там есть над чем посмеяться и есть, над чем подумать. «День отдыха» – комедия, на которую стоит прийти, чтобы просто отдохнуть и весело провести вечер в театре. А вот спектакль «Папа» совсем другой – это уже серьезная психологическая драма. Ее главный герой – человек преклонных лет, уже не вполне здоровый психически. Речь в пьесе идет о том, как происходящие с ним изменения и всю эту сложную ситуацию переживает он сам и его близкие.
Множество премьер
В прошлом сезоне в афише ТЮЗа появилось сразу несколько спектаклей с пометкой «премьера». В течение нескольких месяцев, пока посещение спектаклей было запрещено, коллектив сконцентрировался на
репетиции новых постановок и сумел подготовить сразу шесть премьер, тогда как обычно театр за один сезон выпускает не больше двух-трех. Поставив себе такую высокую планку, теперь здесь стараются ее не опускать.
В сентябре 2021 года в афише театра появилась еще одна новая постановка – феерический спектакль «Волшебник страны Оз». Для одного только этого спектакля пошили 73 новых костюма, тогда как в прошлом сезоне для всех постановок – 64. Он напоминает классический бродвейский мюзикл: много танцев и песен, шикарная видеография, частая смена декораций и костюмов… В общем, рассказывать можно долго, но лучше, как говорится, один раз увидеть.
В новом сезоне в театре покажут сразу две новые постановки по произведениям Чехова: «Который из трех?», где используются сюжеты 10 чеховских рассказов, раскрывающих тему семейных отношений, – этот спектакль уже идет на сцене, и «Чайку», премьера которой состоится после Нового года.
Продолжаются репетиции спектакля по не теряющей своей актуальности пьесе Островского «Доходное место» – эту премьеру нижегородцы смогут увидеть в декабре.
Азы театральной грамоты
Помимо традиционного просмотра спектаклей, ТЮЗ предлагает нижегородцам участвовать в интересных культурно-просветительских проектах.
В середине ноября стартует лекторий «Специальность – театральный зритель». В течение трех вечеров – 17, 18 и 19 ноября – пройдут встречи с известным театральным критиком Мариной Дмитревской, вместе с которой можно будет поразмышлять на темы: как смотреть и понимать спектакль? В чем заключаются азы театральной грамоты? Какое место в спектакле занимают правдивые факты, а какое – художественный вымысел? Где проходят границы театральной интерпретации классики и есть ли они вообще? А должны ли быть? Нужно ли ставить пьесу «как написано у автора»?
Принять участие в обсуждении этих важнейших вопросов могут ученики средних и старших классов нижегородских школ, студенты, в том числе и театрального училища, а также все нижегородцы, кому интересны искусство и мир театра.
(Продолжение следует.)
Беседовала Ольга Маркичева
Фото из архива Нижегородского театра юного зрителя