День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Вадим Демидов: «Я написал гимн выхода из карантина»

Нижегородский рок-музыкант и писатель Вадим Демидов – личность легендарная. 35 лет назад вместе с друзьями он создал одну из первых рок-групп в городе Горьком. « Хроноп» – единственная команда из нашего города, которая представлена в фундаментальном исследовании – книге «100 магнитоальбомов советского рока». Сейчас Демидов работает над новым альбомом, в котором отражена в том числе самая, пожалуй, актуальная тема нашего времени – пандемия коронавируса.

– Вадим, давай сначала вспомним о славных временах для отечественной рок-музыки, а именно фестиваль в подмосковном Подольске в 1987 году, который сегодня называют «отечественным Вудстоком». Расскажи, как малоизвестная команда из Горького стала участником серьезной рок-тусовки всесоюзного масштаба? Чем тебе больше всего запомнился фестиваль в Подольске?

– К тому времени мы, видимо, уже были известны среди андеграундных рок-журналистов. Они нас и вытащили на этот «советский Вудсток». Мы, конечно, тогда были совсем котятами, всего-то третье или четвертое в жизни выступление. И сразу на таком уровне. В Подольске ведь собрались самые мощные подпольные рок-группы того времени – «Наутилус», «Зоопарк», «ДДТ», «Телевизор», «Калинов мост». И даже эстонские панки с ирокезами. Ощущение было, словнолучший и прекрасный мир врывается в кромешный застой и на твоих глазах меняет его. Понятно, что подольский фест привлек внимание не только многочисленных рок-фанов, но и гопников из Люберцев. Так называемых «люберов», которые специально приехали бить рокеров. В последний день фестиваля вполне могла случиться Куликова битва. Милиции пришлось подгонять автобусы прямо к сцене, чтобы спасать музыкантов. Такое было бурное время.

– Последний по времени на сегодня музыкальный альбом «Хронопа» «Отчаянье и любовь» столичный журналист Андрей Бухарин определил как «последний закатный луч уходящего за горизонт солнца русского рока». Бухарин не скупится на похвалы: «подлинный, зрелый шедевр, где великолепно все», «Вадим Демидов до сих пор остается нашим “подземным” рок-классиком». Почему «подземному классику» не удалось выйти на свет? Или не захотелось? Если учесть, что рок-хиты без всяких оговорок удавались тебе и раньше. Достаточно вспомнить две твои композиции, с которыми раскрутился другой нижегородец – ЧИЖ в середине 90-х?

– Альбомом я тоже доволен. Думаю, это внятный комментарий о времени, в котором мы живем. Как сказал другой критик, песни «актуальны и сегодняшни», я пою о том, что происходит в стране, пытаюсь нащупать «цайтгайст». Что касается Чижа…

Мы с Сергеем давно существуем в параллельных лигах. Я его люблю, он отличный музыкант. Но почти двадцать лет он ничего нового не записывает. Фактически остановился в музыкальном развитии. «Хроноп» же, наоборот, демонстрирует динамику от альбома к альбому. Мы не стоим на месте.

– Что изменилось в рок-музыке и самосознании молодежи за минувшие 30–35лет? Недавно ушедший от нас нижегородский поэт Игорь Чурдалев еще в конце 80-х определял страшно популярный тогда рок как некий социальный нарыв, который прорвался, но на короткое время. Он оказался прав. Или все-таки нет?

– Игорь Чурдалев – известный консерватор. Почему короткое-то? Каждое поколение рассказывает о себе, о своих проблемах и бедах, о своем счастье. Я постоянно совершаю раскопки в новой, молодой музыке и всякий раз нахожу немало интересных проектов. Да, они не играют архаичные блюз и рок-н-ролл, они опираются скорее на «Радиохед», нежели на «Ролингов», но это интеллектуально, это язык нового времени. Взять хоть нижегородскую команду Ordinate. Красивейшие вещи ребята сочиняют.

– Тебе приходилось писать тексты для песен, которые потом исполнял всем известный рокер из группы «Машина времени» Александр Кутиков. Как он тебя нашел? И насколько это доходное дело – писать тексты для таких исполнителей, как Кутиков?

– Несколько лет назад Александр купил свежий на тот момент хроноповский альбом «Сейчастье». Оценил уровень текстов. Потом нашел меня в «Фейсбуке», чтобы я ему помог создать нечто похожее. В итоге наша совместная песня вошла в его последний альбом, и думаю, она не затерялась. Ну а на гонорар мы с женой сгоняли на пару недель в Европу.

– Пару лет назад на экраны вышел художественный фильм «Лето» о жизни питерских рокеров – Майке Науменко и Викторе Цое. Совсем недавно появилась книга Александра Кушнира « Бегство из зоопарка», где подробно описывается жизнь и творчество Майка, ушедшего от нас в 1991 году. Какое значение сыграл в твоей жизни этот человек? Представляешь себе Майка сегодня?

– Майк – один из новаторов русского рок-н-ролла, и, конечно, он сильно повлиял на многих рокеров, что пришли за ним. В том числе и на «Хроноп». Мы запоем слушали первые альбомы Майка. Собственно, он научил нас петь о любви. Слово «любовь» в то время было скомпрометировано всеми этими сладкими советскими ВИА, но Майк очистил его от патоки, от пошлости. Новую биографию авторства Саши Кушнира я прочитал с большим кайфом. Но в нынешнем времени я не могу себе представить Майка.

Правда, скоро на экраны выйдет картина Алексея Рыбина, где по сюжету Майк дожил до наших дней, – и я жду не дождусь услышать, что же состарившийся рок-н-ролльщик там будет петь.

– Насколько я знаю, в настоящее время продолжается работа над следующим альбомом «Хронопа». Каким он будет – традиционным для группы или поклонников твоего творчества ждут сюрпризы?

– Не уверен, что про альбомы «Хронопа» вообще можно сказать «традиционные», мы меняемся от альбома к альбому. Я никогда не топчусь на месте. Сейчас я записываю тишайшую пластинку, довольно минималистичную. Русским роком обычно называют орокенролленную версию дворовой песни, и я сейчас на новом альбоме стараюсь свести на нет и рок-н-ролл, и дворовую песню. Сочиняю довольно замысловатые аккордовые прогрессии, которые скорее подошли бы академической музыке. Думаю, получится достаточно интеллектуально. Впрочем, я сам заинтригован.

– Как на тебе отразилась пандемия коронавируса?

– Весь ушел в сочинительство. Бренчу день напролет на гитаре, гоняю в студию. И, кстати, написал гимн выхода из карантина – «Первая водка свободы». Но, боюсь, потом понадобится и вторая, и третья.

Сергей Анисимов

Фото из архива Вадима Демидова 

  • 067 (1577) 19.08.2020

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru