День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

В техническом музее открылся старинный кинозал

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/v-tekhnicheskom-muzee-otkrylsya-starinnyj-kinozal#sigProGalleriaf03c1d603b
joomlamodniyportal.ru

В № 78 нашей газеты мы уже приглашали нижегородцев в технический музей, который находится в самом центре Нижнего Новгорода — на улице Большой Покровской, 43, на третьем этаже. Умелец из народа и коллекционер со стажем Вячеслав Хуртин создал настоящий центр технической мысли, собрав самые яркие экспонаты. Музей, как живой организм, живет активной жизнью, то и дело развиваясь, ширясь и пополняясь. Недавно в музее открылся старинный кинозал. Мы побывали там одними из первыхи вот что увидели…

Мир истории с деталью современности

В старинном кинозале буквально веет историей. Вокруг — старинные экспонаты. Только экран для проекторов современный. Большой белоснежный лист сразу бросается в глаза.

— Этим пришлось выбиться из канвы истории, — объясняет Вячеслав Хуртин. — Конечно, можно было подремонтировать старый, пожелтевший от времени экран или по старинке повесить белую простынь. Но это все было бы не то. Качество не должно страдать при просмотре, как раньше говорили, фильмы. Приборы хоть и древние, но изображение должно оставаться отчетливым, поэтому пришлось раскошелиться.

Справка
Признанными изобретателями кинематографа стали французы братья Луи и Огюст Люмьер. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с ее помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большомэкране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф», или «синематограф» — именно так называлось устройство Люмьеров.
Первая публичная демонстрация была дана в Париже еще в марте 1895 года, но днем рождения кино считается другая дата — 28 декабря 1895 года, когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 секунд) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из них стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

Правда, и старинные экспонаты тоже недешевы. Об их стоимости коллекционер старины и создатель технического музея не любит говорить. Главное — это то, что он смог собрать старинные экспонаты воедино на радость нижегородцам и гостям города. А в музей действительно приезжают со всей страны — сарафанное радио работает лучше всякой рекламы, да и отзывы в интернете лестные.

«Волшебный фонарь» проливает свет

Пожалуй, самый яркий экспонат в старинном кинозале — «волшебный фонарь». Это проекционный аппарат (устройство для проекции изображений, распространённый в XVII–XX веках, в повсеместном обиходе — в XIX веке). Он состоит из металлического (иногда деревянного) корпуса с отверстием и объективом. В самой «коробочке» размещен источник света: в XVII веке — свеча или лампада, позднее — электрическая лампа накаливания.

— Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата, — знакомит со старинным кинопроцессом Вячеслав Хуртин. — Источник света усилен с помощью рефлектора и снабжен кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Оптический принцип является обратным принципу камеры-обскуры.

Кстати, создание «волшебного фонаря» стало значимым этапом в истории развития оптики, в создании эпидиаскопа и даже кинематографа, — знакомит с экспозицией создатель музея. — Как предшественник современного слайд-проект «волшебный фонарь» вызвал у людей потребность в использовании раскрашенных картинок на прозрачных материалах, что послужило толчком к созданию диапозитива, фотопластинки, диафильма и слайда.

«Веселые картинки» размещались на стеклянной основе ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображения были колорированы. Среди последних в XIX веке был распространен жанр life model slides — отснятые в студиях с участием актеров иллюстрированные рассказы на заданную тему.

Интересно и познавательно!

Изобретение «волшебного фонаря» нередко связывают с именем голландского ученого Христиана Гюйгенса. Впервые термин «волшебный фонарь» (с латинского языка laterna magica) ввел в обиход датский математик Томас Валгенштен, он и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.

Раньше устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей, проецируя образы на клубы дыма и добиваясь таким образом эффекта присутствия в затемненном зале светящихся фантасмагорий, что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса»…

Но в кинозале Нижегородского технического музея не страшно, а, наоборот, интересно и любопытно.

— Круто! — лаконично делится впечатлениями четырехлетний Максим Фединишин, когда в зале гаснет свет и начинается фильма.

Но не какого-то одного, а нарезки из разных. Сначала новых зрителей ждет немое кино с Чарли Чаплином — классика жанра начала ХХ века! Потом сказка «По щучьему велению» — этой пленке 64 года. Кстати, читать приходится самим, зато запоминается лучше! Затем кинозарисовки спортивной жизни — спортсмен поднимает штангу (пленка конца ХХ века). Но изображение на экран не подается автоматически, по нажатию «волшебной» кнопки — кино создается вручную! За установкой проектора Вячеслав Хуртин — кто, как не он, знает свои экспонаты назубок, а если что даст сбой — быстро починит на коленке.

Демонстрации кино обычно проводились на ярмарках, выставках, в театрах-варьете, церквях. Сеанс длился до двух часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Киносеанс в Нижегородском техническом музее длится примерно полчаса. Но и он дополнен разными мелодиями, которые плавно звучат из патефонов — тоже музейных экспонатов.

— Я такие видела только в мультиках, например про кота Леопольда, — вспоминает семилетняя Аня Фединишина.

Одна из нижегородских семей в полном составе пришла взглянуть на киноискусство в историческом разрезе.

— Мы были удивлены, увидев такие киноэкспонаты, собранные вместе, в нашем городе, — говорят супруги Екатерина и Алексей Фединишины. — С проектора смотреть фильмы не только интересно, но и полезно, ведь с современных экранов идет излучение.

Можно трогать экспонаты и… лузгать семечки

В старинном кинозале зрители сидят на стульях. Но не на простых, а на венских. Они представляют собой легкую и прочную мебель, изготовленную из гнутого под паром букового дерева. Венские стулья давно достойно зарекомендовали себя.

— Они неубиваемые, — улыбается Вячеслав Хуртин. — Конечно, сломать и выкинуть можно все. Но просто рука не поворачивается. А чем современные лучше? Да по этим буквально можно изучать целые пласты истории — они хранители старины.

На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне венская мебель получила награду — бронзовую медаль мебели Михаэля Тонета (австрийского и немецкого мастера-мебельщика, положившего начало массовому производству венской гнутой мебели в середине ХIХ века), а на Всемирной выставке 1878 года в Париже фирма «Братья Тонет» и ее конкурент «Я. и I. Конъ» получили золотые медали. С этого момента и началось широкое распространение венской мебели.

Вот такие именитые образцы мебели хранятся в старинном кинозале! Страницы истории будто сами перелистываются, когда находишься в музее и соприкасаешься с экспонатами.

Правда, наш герой хочет оставить венские экспонаты в сторонена всех может не хватить, ведь новоиспеченный кинозал вмещает несколько десятков человек, а стульев всего-то пять штук!

— Поэтому я хочу специально для нашего кинозала изготовить скамейки, которые раньше стояли в кинотеатрах, — признается Вячеслав Викторович. — Но если следовать за историей, то уж до конца. Когда я маленьким посещал кинозал, то, помню, многие зрители во время киносеанса лузгали семечки. Вот и в этом можно будет. Конечно, если потом добропорядочные кинозрители уберут за собой мусор.

Но в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что вас встретят в старинном кинозале гостеприимно, радушно, с душой.

Приятного просмотра!

Ирина Белова
Фото Алексея Манянина

  • 90 (930) 12.11.2014

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru