День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Три кита XX века в Арсенале

29 ноября состоялось завершение фестиваля «Живая музыка. Пярт». Закончилось оно выступлением Татьяны Гринденко и ансамбля Opus Posth.

Религиозная медитация

Татьяна Гринденко лично составила концертную программу, в которую вошли произведения Ксенакиса и Мартынова. Произведения Ксенакиса сочетают в себе архаическую мощь со смелым авангардным звучанием. Владимира Мартынова, который часто называет себя учеником» Ксенакиса, неоднократно можно услышать на концертах Opus Posth, в Нижнем Новгороде он исполнил свое сочинение «Посвящение Ю. П. Любимову».

– Арво Пярт – последний из могикан, он доктор всех музыкальных академий, по исполнению его можно сравнивать со Стивом Райхом, – считает Владимир Мартынов, российский композитор, музыковед и философ. – Арво Пярт принадлежит к тому поколению, когда рождались такие великие фундаментальные композиторы. После 1940 года этого уже, к сожалению, не происходило. Его произведения – это не столько музыка, сколько религиозная медитация. Так случилось, что поворот к религиозному подтексту у нас произошел одновременно, в середине 1970-х годов, тогда мы очень интенсивно общались. Эти мотивы, которые побудили Пярта перейти на стиль тинтинабули («колокольчик»), были не столько музыкальными, но прежде всего религиозными. По его творчеству видно обилие страстей, тематика говорит сама за себя.

Сам Владимир Мартынов известен не только как автор музыки ко многим фильмам, в числе которых «Михайло Ломоносов» (1986) и «Остров» (2006) с Петром Мамоновым, но и как соавтор альбома «Элегия», который записан с контрабасистом Владимиром Волковым и Леонидом Федоровым («АукцЫон»).

– Сейчас меня интересуют вещи не чисто музыкальные, а скорее акционистские, – поделился Мартынов. – Я стараюсь больше проявлять себя не как композитор, а как исполнитель, сейчас я делаю сольные фортепьянные пьесы, которые идут больше часа. Это тоже такие психофизические упражнения, а не музыка. Я занимаюсь тем, что так или иначе ломает композиторский панцирь. Мы живем в обществе потребления, где религия отошла на задний план, но вместе с тем где-то в сердцевине это есть, и творчество Пярта это хорошо доказывает.

Из произведений Арво Пярта Татьяна Гринденко выбрала Tabula Rasa, также исполнялись произведения Яниса Ксенакиса «Ароура», Владимира Мартынова «Посвящение Ю. П. Любимову» и «Старик и море» (музыка к спектаклю).

«Другая музыка. Пярт»

Международный фестиваль современной академической музыки «Другая музыка. Пярт» проходил в Нижнем Новгороде и Дзержинске с 5 октября по 29 ноября.

– Арво Пярт является самым популярным композитором современности, потому что он пишет простую музыку, ее простота заключается в том, как она построена, – говорит Павел Милославский, директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры и инициатор фестиваля. – Трудно оценивать события, к организации которых имеешь отношение, поэтому говорить о концерте ансамбля Opus Posth в отрыве от всего фестиваля очень сложно. Я думаю, сам маэстро понимает, что Нижний Новгород стал тем городом, где его творчество представлено максимально. Поэтому я думаю, что этот фестиваль очень важен и для самого Арво, и для Нижнего Новгорода, и для тех музыкантов, которые принимали в нем участие.

Дарья Королева

Фото предоставлено

пресс-службой Арсенала

  • 110 (1382) 05.12.2018

Дата публикации

« Декабрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Свежий номер

Свежий номер

114 (1386) 12.12.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru