Все началось со «Снайпера»
Нижегородский театр комедии «родился» из театра миниатюр и эстрады с говорящим названием «Снайпер». В 1942 году смех стал оружием против врага, опорой народной стойкости в Великой Отечественной войне. Тогда со сцены звучали частушки, сатирические куплеты, исполнялись гротескные и эксцентричные танцы…
Только в декабре 1946 года вышел приказ о преобразовании «Снайпера» в Нижегородский театр комедии, а первый спектакль состоялся 16 февраля 1947 года. Эта дата и стала днем рождения нижегородского театра «Комедiя».
С 2009 года художественное руководство театром осуществляет худсовет во главе с директором, заслуженным работником культуры, лауреатом премии Нижнего Новгорода Дмитрием Коноваловым. Именно его идеей стала постановка к 70-летию театра спектакля по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
– Дмитрий Коновалов всегда хотел, чтобы в репертуаре театра были великие комедии. «Укрощение строптивой» уже есть, теперь мы поставили «Женитьбу Фигаро». Этот спектакль идеально отвечает праздничному юбилею, – говорит заведующая литературной частью театра «Комедiя» Анастасия Разгуляева. – Он веселый, искристый, как брызги шампанского. Кроме того, мы можем задействовать в нем большую часть труппы.
«Хулиганство» на сцене
– Этот спектакль хулиганский, – продолжает завлит театра. – В нем режиссер вольно обращается с четвертой стеной — зрителем. Все это заложено в ткань спектакля.
Действительно, актеры ходят по залу, разговаривают со зрителем, дарят им шоколадки, читают стихи…
«А вы замужем?» – обращается актер, играющий прелестного шалуна Керубино, к одной из зрительниц. – «Да». – «Ой, как плохо, тогда я ухожу к другой!»
Со сцены звучат современные песни, узнаваемые всеми реплики из кинофильмов… Чего стоит только декламация письма Татьяны к Онегину: «Я Вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать…» В зале взрыв смеха, а актеры продолжают шутить и развлекать публику…
Классический сюжет…
Однако комедия эта с подтекстом. Бомарше писал ее, обличая социальные пороки Франции. Фигаро — это умный предприимчивый молодой человек, который борется за свое существование, защищает себя и свою любимую девушку от притязаний графа Альмавивы, забывшего о долге супружеской верности.
Когда-то находчивый цирюльник помог ему заполучить возлюбленную, а теперь граф Альмавива увлекается невестой Фигаро – Сюзанной. Вдобавок главного героя преследует Марселина, требующая жениться на ней. В итоге она, правда, оказывается матерью Фигаро, которого у нее украли еще во младенчестве.
По сюжету комедии находит Фигаро и своего отца, не захотевшего жениться и бросившего свою возлюбленную. Невеста главного героя – Сюзанна, а также жена графа Альмавивы Розина тоже несут значительную смысловую нагрузку. Сюзанна – умная, честная, находчивая девушка. Она под стать своему любимому Фигаро, находит силы и возможность поддержать Розину в ее беде и придумывает для нее выход. В результате посрамленный граф возвращается к своей жене.
…и режиссерские находки
Текст пьесы по сравнению с оригиналом претерпел значительные изменения. Если в оригинале, переведенном Николаем Любимовым, больше 150 страниц, то в самой пьесе всего 50, отмечает Анастасия Разгуляева.
– Если бы мы поставили комедию полностью, ее не стали бы смотреть, так как она была бы затянутой и скучной зрителю, – констатирует завлит театра. – Сейчас другой темп жизни.
По этой причине Фигаро узнает о намерениях графа не из уст самой Сюзанны, как у Бомарше, а от других действующих лиц, проживающих в доме Альмавивы. Слуги идут купаться в бассейне, разговаривают, а после их ухода, как Джеймс Бонд, Фигаро вылезает из-под воды и возмущается намерениями графа, думает, как его обмануть.
Режиссерской находкой можно назвать инструментальный ансамбль имени Пьера Бомарше, который появляется в спектакле театра «Комедiя». По словам Анастасии Разгуляевой, это дало возможность показать «старую гвардию» театра.
– Ансамбль живет как бы своей жизнью, создавая спектакль в спектакле, – рассказала она.
Прибавим к этому, что для спектакля сделаны великолепные костюмы, сложные декорации. Хорошо поставлен свет, звучит красивая музыка… Посмотреть есть на что, сходите, не пожалеете!
Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина
Театру «Комедiя» – 70
Свой 70-летний юбилей нижегородский театр «Комедiя» встретил премьерой спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера Бомарше. Публичный показ комедии пришелся на еще одно знаменательное событие — Международный день театра, который отмечается 27 марта, поэтому после премьеры артистов и персонал театра поздравили власти города и области.
Все началось со «Снайпера»
Нижегородский театр комедии «родился» из театра миниатюр и эстрады с говорящим названием «Снайпер». В 1942 году смех стал оружием против врага, опорой народной стойкости в Великой Отечественной войне. Тогда со сцены звучали частушки, сатирические куплеты, исполнялись гротескные и эксцентричные танцы…
Только в декабре 1946 года вышел приказ о преобразовании «Снайпера» в Нижегородский театр комедии, а первый спектакль состоялся 16 февраля 1947 года. Эта дата и стала днем рождения нижегородского театра «Комедiя».
С 2009 года художественное руководство театром осуществляет худсовет во главе с директором, заслуженным работником культуры, лауреатом премии Нижнего Новгорода Дмитрием Коноваловым. Именно его идеей стала постановка к 70-летию театра спектакля по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
– Дмитрий Коновалов всегда хотел, чтобы в репертуаре театра были великие комедии. «Укрощение строптивой» уже есть, теперь мы поставили «Женитьбу Фигаро». Этот спектакль идеально отвечает праздничному юбилею, – говорит заведующая литературной частью театра «Комедiя» Анастасия Разгуляева. – Он веселый, искристый, как брызги шампанского. Кроме того, мы можем задействовать в нем большую часть труппы.
«Хулиганство» на сцене
– Этот спектакль хулиганский, – продолжает завлит театра. – В нем режиссер вольно обращается с четвертой стеной — зрителем. Все это заложено в ткань спектакля.
Действительно, актеры ходят по залу, разговаривают со зрителем, дарят им шоколадки, читают стихи…
«А вы замужем?» – обращается актер, играющий прелестного шалуна Керубино, к одной из зрительниц. – «Да». – «Ой, как плохо, тогда я ухожу к другой!»
Со сцены звучат современные песни, узнаваемые всеми реплики из кинофильмов… Чего стоит только декламация письма Татьяны к Онегину: «Я Вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать…» В зале взрыв смеха, а актеры продолжают шутить и развлекать публику…
Классический сюжет…
Однако комедия эта с подтекстом. Бомарше писал ее, обличая социальные пороки Франции. Фигаро — это умный предприимчивый молодой человек, который борется за свое существование, защищает себя и свою любимую девушку от притязаний графа Альмавивы, забывшего о долге супружеской верности.
Когда-то находчивый цирюльник помог ему заполучить возлюбленную, а теперь граф Альмавива увлекается невестой Фигаро – Сюзанной. Вдобавок главного героя преследует Марселина, требующая жениться на ней. В итоге она, правда, оказывается матерью Фигаро, которого у нее украли еще во младенчестве.
По сюжету комедии находит Фигаро и своего отца, не захотевшего жениться и бросившего свою возлюбленную. Невеста главного героя – Сюзанна, а также жена графа Альмавивы Розина тоже несут значительную смысловую нагрузку. Сюзанна – умная, честная, находчивая девушка. Она под стать своему любимому Фигаро, находит силы и возможность поддержать Розину в ее беде и придумывает для нее выход. В результате посрамленный граф возвращается к своей жене.
…и режиссерские находки
Текст пьесы по сравнению с оригиналом претерпел значительные изменения. Если в оригинале, переведенном Николаем Любимовым, больше 150 страниц, то в самой пьесе всего 50, отмечает Анастасия Разгуляева.
– Если бы мы поставили комедию полностью, ее не стали бы смотреть, так как она была бы затянутой и скучной зрителю, – констатирует завлит театра. – Сейчас другой темп жизни.
По этой причине Фигаро узнает о намерениях графа не из уст самой Сюзанны, как у Бомарше, а от других действующих лиц, проживающих в доме Альмавивы. Слуги идут купаться в бассейне, разговаривают, а после их ухода, как Джеймс Бонд, Фигаро вылезает из-под воды и возмущается намерениями графа, думает, как его обмануть.
Режиссерской находкой можно назвать инструментальный ансамбль имени Пьера Бомарше, который появляется в спектакле театра «Комедiя». По словам Анастасии Разгуляевой, это дало возможность показать «старую гвардию» театра.
– Ансамбль живет как бы своей жизнью, создавая спектакль в спектакле, – рассказала она.
Прибавим к этому, что для спектакля сделаны великолепные костюмы, сложные декорации. Хорошо поставлен свет, звучит красивая музыка… Посмотреть есть на что, сходите, не пожалеете!
Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина