День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Свидетельство художника

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/svidetelstvo-khudozhnika#sigProGalleriaba3177c395
joomlamodniyportal.ru

С 15 по 25 октября в усадьбе Каменских (Верхневолжская набережная, д. 11) проходил проект-перформанс Аси Феоктистовой. 29 октября в старинном особняке откроется одноименная выставка. Она продлится до 31 октября. Подробности – в нашем материале.

Уникальная возможность

Посещая художественные выставки, обычно мы знакомимся уже с завершенными полотнами – результатами работы художников. Мало кто может прийти в мастерскую живописца и увидеть в режиме реального времени, как создается та или иная картина, как рождается замысел и образы на холсте, формируется композиция, подбирается красочная палитра.

Тем более ценной стала уникальная возможность, появившаяся у нижегородцев во второй половине октября. В течение десяти дней известный нижегородский живописец Ася Феоктистова создавала масштабные полотна прямо на глазах у зрителей. «Мастерской» художника стал особняк Каменских на Верхневолжской набережной – здание, само по себе примечательное.

Этот дом был построен еще до революции 1917 года и довольно долго ничем особенным не выделялся. В советское время здесь сперва располагался НИИ химии Горьковского университета имени Лобачевского, затем помещение было передано отделению общества «Знание». В 1973 году во время ремонта здесь нашли самый настоящий клад (теперь хранится в фондах НГИАМЗ), который хозяева усадьбы спрятали осенью 1918 года перед отъездом к родственникам в Москву, и в городе заговорили о проклятье и призраках бывших хозяев усадьбы.

Последние годы дом стоял заброшенным, ожидая реставрации. Когда она началась, новый владелец особняка, нижегородский меценат Феликс Верховодов, планирующий превратить усадьбу в новое общественное пространство, предложил Асе Феоктистовой написать несколько полотен, разместив их прямо на стенах комнат. Результатом стал совершенно особый опыт изучения, осмысления и преобразования пространства исторического дома посредством живописи.

Источники вдохновения

Увлекательно не только наблюдать, как работает над полотном живописец, но и узнать, почему на холстах появляются те или иные образы. Как рассказала сама Ася Вячеславовна:

– Во время работы я пропускаю через себя события из прошлого этого особняка, образы его обитателей, его психоэмоциональную атмосферу. Сюжетами картин становится многое, что происходило и происходит в этом доме: движение, свет, посетители, предметы, виды из окон…

Здесь я ощущаю движение истории. Ведь мы воспринимаем историю не глобально, а через какие-то частности. Вот через эту «частность», жизнь и судьбу этого особняка и его бывших владельцев я постигаю, какими тяжелыми были послереволюционные времена, как эти люди потеряли свой любимый дом, как у него менялись хозяева.

В один из дней здесь спонтанно собрались какие-то люди, среди них оказалась родственница Каменских. Она появилась здесь совершенно случайно: проездом побывала в Нижнем Новгороде и решила посетить этот дом. Теперь ее образ тоже есть на одном из полотен.

Но не только истории и люди, связанные с прошлым усадьбы, вдохновляют художницу.

Вот подруга привезла ей последние срезанные цветы из своего сада. На контрасте ярких и нежных петуний с сумрачной осенней погодой, полуобнаженными старыми липами, которые видны за окном комнаты, сложилась концепция будущего полотна:

– Это образ хрупкой девушки в черноте наступающей осени, черные, мокрые от дождя стволы деревьев и яркие цветы лета. Столкновение черного, безжизненного пространства и такой хрупкой жизни, – так описывает свою работу Ася Вячеславовна.

Замысел картины «Птичка» – самой лирической из созданных в особняке Каменских картин – родился так:

– Меня всегда поражает магия движения человеческих рук. Ее почти невозможно изобразить намеренно. Идея этой работы возникла из случайно увиденного мной жеста двух молодых людей, пришедших сюда. Я попросила их немного постоять так и молниеносно нарисовала их руки. Так появился этот сюжет: бездонное осеннее небо, краски осени и крохотная птичка, которую они бережно держат, соединив ладони.

Творчество как способ преодоления страха

Работая, Ася Вячеславовна перемещается из комнаты в комнату и пишет одновременно несколько холстов (всего их порядка 25), отображая разные грани своих ощущений от этого дома. Каждая такая «грань» находится в отдельной комнате:

– Это просто потрясающе, что здесь так много разных свободных пространств и все работы могут жить буквально по отдельности. Каждая занимает свою абсолютно отдельную нишу в моей душе и моем сознании. Ты как будто читаешь сразу 10 книг, переходя из одного состояния в другое. Это совершенно новый для меня опыт.

Для меня это своего рода подвиг – творить в этом необжитом пространстве, неведомом мне, открытом всем. Люди приходят сюда, видят, как я работаю. Это подвиг преодоления страха. А ведь сейчас очень много людей болеют и умирают именно от страха, который поселяется в наших сердцах, в нашем сознании. Он развязывает руки болезни, дает ей возможность действовать в нас.

Другим источником вдохновения для меня стала фраза Вячеслава Полунина: «Делайте только невозможное, все остальное доделают другие люди». Замахнувшись на этот проект, который изначально казался мне невозможным, непосильным, я хочу пропустить через себя, обжить и сделать уютным это пространство, которое так долго было заброшенным. Это достаточно сложно, сперва я не знала, как все эти аспекты соединить воедино, но теперь, кажется, у меня получается.

Вход на выставку по итогам перформанса «Свидетельство художника», которая пройдет с 29 по 31 октября, свободный.

Справка

Ася Феоктистова – член Союза художников России, владелец арт-галереи Herbarium. За последние 30 лет у художницы состоялись 72 выставки, из них 40 – персональные. Произведения Аси Феоктистовой находятся в музеях и частных коллекциях во многих российских городах и по всему миру. Перформанс и итоговая выставка работ художницы в особняке Каменских проходят при поддержке меценатов Феликса Верховодова и Юлии Ануфриевой, проекта «Парк культуры».

Ольга Маркичева

Фото автора

  • 087 (1709) 27.10.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru