Уникальная возможность
Посещая художественные выставки, обычно мы знакомимся уже с завершенными полотнами – результатами работы художников. Мало кто может прийти в мастерскую живописца и увидеть в режиме реального времени, как создается та или иная картина, как рождается замысел и образы на холсте, формируется композиция, подбирается красочная палитра.
Тем более ценной стала уникальная возможность, появившаяся у нижегородцев во второй половине октября. В течение десяти дней известный нижегородский живописец Ася Феоктистова создавала масштабные полотна прямо на глазах у зрителей. «Мастерской» художника стал особняк Каменских на Верхневолжской набережной – здание, само по себе примечательное.
Этот дом был построен еще до революции 1917 года и довольно долго ничем особенным не выделялся. В советское время здесь сперва располагался НИИ химии Горьковского университета имени Лобачевского, затем помещение было передано отделению общества «Знание». В 1973 году во время ремонта здесь нашли самый настоящий клад (теперь хранится в фондах НГИАМЗ), который хозяева усадьбы спрятали осенью 1918 года перед отъездом к родственникам в Москву, и в городе заговорили о проклятье и призраках бывших хозяев усадьбы.
Последние годы дом стоял заброшенным, ожидая реставрации. Когда она началась, новый владелец особняка, нижегородский меценат Феликс Верховодов, планирующий превратить усадьбу в новое общественное пространство, предложил Асе Феоктистовой написать несколько полотен, разместив их прямо на стенах комнат. Результатом стал совершенно особый опыт изучения, осмысления и преобразования пространства исторического дома посредством живописи.
Источники вдохновения
Увлекательно не только наблюдать, как работает над полотном живописец, но и узнать, почему на холстах появляются те или иные образы. Как рассказала сама Ася Вячеславовна:
– Во время работы я пропускаю через себя события из прошлого этого особняка, образы его обитателей, его психоэмоциональную атмосферу. Сюжетами картин становится многое, что происходило и происходит в этом доме: движение, свет, посетители, предметы, виды из окон…
Здесь я ощущаю движение истории. Ведь мы воспринимаем историю не глобально, а через какие-то частности. Вот через эту «частность», жизнь и судьбу этого особняка и его бывших владельцев я постигаю, какими тяжелыми были послереволюционные времена, как эти люди потеряли свой любимый дом, как у него менялись хозяева.
В один из дней здесь спонтанно собрались какие-то люди, среди них оказалась родственница Каменских. Она появилась здесь совершенно случайно: проездом побывала в Нижнем Новгороде и решила посетить этот дом. Теперь ее образ тоже есть на одном из полотен.
Но не только истории и люди, связанные с прошлым усадьбы, вдохновляют художницу.
Вот подруга привезла ей последние срезанные цветы из своего сада. На контрасте ярких и нежных петуний с сумрачной осенней погодой, полуобнаженными старыми липами, которые видны за окном комнаты, сложилась концепция будущего полотна:
– Это образ хрупкой девушки в черноте наступающей осени, черные, мокрые от дождя стволы деревьев и яркие цветы лета. Столкновение черного, безжизненного пространства и такой хрупкой жизни, – так описывает свою работу Ася Вячеславовна.
Замысел картины «Птичка» – самой лирической из созданных в особняке Каменских картин – родился так:
– Меня всегда поражает магия движения человеческих рук. Ее почти невозможно изобразить намеренно. Идея этой работы возникла из случайно увиденного мной жеста двух молодых людей, пришедших сюда. Я попросила их немного постоять так и молниеносно нарисовала их руки. Так появился этот сюжет: бездонное осеннее небо, краски осени и крохотная птичка, которую они бережно держат, соединив ладони.
Творчество как способ преодоления страха
Работая, Ася Вячеславовна перемещается из комнаты в комнату и пишет одновременно несколько холстов (всего их порядка 25), отображая разные грани своих ощущений от этого дома. Каждая такая «грань» находится в отдельной комнате:
– Это просто потрясающе, что здесь так много разных свободных пространств и все работы могут жить буквально по отдельности. Каждая занимает свою абсолютно отдельную нишу в моей душе и моем сознании. Ты как будто читаешь сразу 10 книг, переходя из одного состояния в другое. Это совершенно новый для меня опыт.
Для меня это своего рода подвиг – творить в этом необжитом пространстве, неведомом мне, открытом всем. Люди приходят сюда, видят, как я работаю. Это подвиг преодоления страха. А ведь сейчас очень много людей болеют и умирают именно от страха, который поселяется в наших сердцах, в нашем сознании. Он развязывает руки болезни, дает ей возможность действовать в нас.
Другим источником вдохновения для меня стала фраза Вячеслава Полунина: «Делайте только невозможное, все остальное доделают другие люди». Замахнувшись на этот проект, который изначально казался мне невозможным, непосильным, я хочу пропустить через себя, обжить и сделать уютным это пространство, которое так долго было заброшенным. Это достаточно сложно, сперва я не знала, как все эти аспекты соединить воедино, но теперь, кажется, у меня получается.
Вход на выставку по итогам перформанса «Свидетельство художника», которая пройдет с 29 по 31 октября, свободный.
Справка
Ася Феоктистова – член Союза художников России, владелец арт-галереи Herbarium. За последние 30 лет у художницы состоялись 72 выставки, из них 40 – персональные. Произведения Аси Феоктистовой находятся в музеях и частных коллекциях во многих российских городах и по всему миру. Перформанс и итоговая выставка работ художницы в особняке Каменских проходят при поддержке меценатов Феликса Верховодова и Юлии Ануфриевой, проекта «Парк культуры».
Ольга Маркичева
Фото автора