День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Светильник разума: к юбилею Николая Добролюбова

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/svetilnik-razuma-k-yubileyu-nikolaya-dobrolyubova#sigProGalleriaae11614608
joomlamodniyportal.ru

Имя Николая Александровича Добролюбова – пожалуй, одного из наиболее талантливых и знаменитых наших земляков – хорошо знакомо всем учившимся в советской школе. Его фигура была окружена официальным почитанием в СССР. В этой статье мы предпримем свою попытку приблизиться к пониманию, каким на самом деле был этот выдающийся уроженец Нижнего Новгорода.

«Отличается послушанием и неутомимостью в занятиях»

Когда читаешь статьи, автором которых был Добролюбов, кажется, что их написал человек вполне зрелого, возможно, даже преклонного возраста. Между тем этот яркий публицист, журналист, поэт, переводчик, литературный критик, философ, педагог, один из известнейших литераторов ХIX века, прожил всего-навсего четверть века, а его активная общественная и литературная деятельность пришлась на последние пять лет столь короткой жизни. Однако за эти пять лет Добролюбов прославился настолько, что помнят о нем спустя более чем полтора столетия.

Он был старшим сыном Александра Ивановича Добролюбова, нижегородского священника, настоятеля Никольской Верхнепосадской церкви (у Николая было девять младших братьев и сестер, четверо из которых не дожили до взрослых лет). Отец Александр благодаря своей образованности, нравственному авторитету, отзывчивости и добрым поступкам снискал уважение и любовь многих горожан.

Детство и отрочество будущий критик провел в доме, который благополучно сохранился до наших дней и где теперь располагается единственный в России мемориальный и литературно-исторический музей Добролюбова. Рос Николенька в атмосфере любви, заботы, понимания, благополучия и достатка. Первоначальным воспитанием детей в семье занималась мать – учила их читать и писать, старалась приохотить к музыке. В доме было большое собрание книг, ставшее основой редкой начитанности Николая Александровича, которая позднее поражала всех знавших его людей.

Учась в духовной семинарии, Николай заслуживал следующие характеристики наставников: «отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и ведет себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях».

Принадлежа духовному сословию, Николай должен был пойти по стопам отца. Однако, уехав в 17 лет из родительского дома с намерением сдать вступительный экзамен в Петербургскую духовную академию, юноша неожиданно для всех выбирает светскую стезю – поступает в только что открывшийся Главный Педагогический институт. Раскаиваясь в своевольном поступке, Николай пишет родителям, выражая готовность переменить решение, если они станут настаивать на его поступлении в академию, однако те смогли понять и принять выбор сына.

«Подвиг переделыванья себя»

В следующем, 1854 году в семье разыгрылась настоящая трагедия: один за другим умерли мать и отец. Скоропостижная смерть родителей потрясла юного Добролюбова: «Судьба жестоко испытывает меня и ожесточает против всего, лишая того, что мне особенно дорого в мире».

Восемнадцатилетний студент, едва начавший осваиваться в столице, становится главой большой семьи – у него на руках остаются семеро малолетних детей. Их соглашаются взять на воспитание несколько зажиточных нижегородских семей. Николай продолжает учиться и одновременно работать, отправляя почти все деньги сиротам в Нижний Новгород. Он часто пишет на родину, живо интересуется жизнью братьев и сестер, стремится согреть их теплом родного любящего человека.

Одновременно в душе Добролюбова идет сложный процесс, который сам он позднее назовёт «подвигом переделыванья» себя. И это очень точное определение. Добролюбов именно «переделывает» свое мироощущение, отношение к окружающей жизни. Из-под пера бывшего послушного семинариста выходят первые «крамольные» сочинения.

«Вещее перо» Добролюбова

Свои стихи и прозу в то время он размещает в рукописных студенческих журналах, а в 1855 году начинает выпускать нелегальную газету «Слухи».

Летом 1856 года начинающий литератор познакомился с Чернышевским, стоявшим во главе журнала «Современник» во главе с Некрасовым. Чуть позже в «Современнике» была напечатана статья 20-летнего литератора «Собеседник любителей российского слова». Спустя полтора года Добролюбов стал редактором критико-библиографического отдела «Современника». В том же 1857 году он блестяще окончил институт, однако за вольнодумство и открытые выступления против институтского начальства был лишен золотой медали.

Добролюбов продолжает печатать в «Современнике» свои литературно-критические и исторические работы. За один только 1858 год публикует 75 статей и рецензий! В 1857–1859 параллельно с напряженной работой в «Современнике» печатает ряд педагогических статей в «Журнале для воспитания».

В 1859 году Николай Александрович организовал в «Современнике» сатирический раздел «Свисток», в публикациях которого соединялись два жанра – рецензия и пародия. Особенно доставалось от Добролюбова авторам, чьи политические воззрения расходились со взглядами идеологов «Современника».

В мае 1860 года по настоянию друзей он отправился в Европу для лечения обострившегося туберкулеза, но губительный процесс в легких уже было не остановить. Спустя год Добролюбов вернулся в Петербург, где вскоре умер.

Имя Добролюбова сразу после его кончины стало знаменем революционного движения и пропаганды 1860-х и последующих годов, однако позднее такая интерпретация личности и творчества известного критика подверглась сомнению и частичному пересмотру. И сейчас перед нами встает натура выдающаяся, по-человечески притягательная, скрывавшая под маской суровой сдержанности самые нежные, пылкие чувства к родным и друзьям, способная на самопожертвование и титанический труд ради тех, кого искренне и беззаветно любит. Иным звучанием наполняются и стихи Некрасова, посвященные его памяти:

Плачь, русская земля! но и гордись

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

 

Ольга Маркичева

Автор благодарит за предоставленные для подготовки статьи материалы Г. А. Дмитриевскую, заместителя директора музея Н. А. Добролюбова

Фото из открытых источников 

  • 012 (1634) 17.02.2021

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru