В репертуаре Нижегородского ТЮЗа появился новый, немного грустный, но очень добрый, теплый и уютный спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Премьерный показ спектакля состоялся 21 мая.
Нестареющая классика
«Старший сын» – одна из самых известных пьес классика советской драматургии Александра Вампилова. Почти полвека назад по ней сняли прекрасный фильм с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским и Светланой Крючковой, так что перед режиссером-постановщиком Алексеем Логачевым стояла непростая задача. В то же время, думаю, режиссер и не стремился сделать спектакль лучше старого любимого кино, а просто попросил тюзовских актеров сыграть так, чтобы зритель поверил происходящему на сцене, чтобы стал сопереживать героям. Сыграть ярко, убедительно, как могут и умеют актеры ТЮЗа. И если честно, впечатления от фильма 1970-х годов никак не мешают получать удовольствие от новой постановки.
Александр Вампилов написал пьесу «Старший сын» в 1967 году, но она и сегодня воспринимается так, будто написана только вчера. Нестареющая классика в полном смысле слова. Полна лиризма и легкой тоски. Здесь каждый герой – яркая и характерная личность. Типичный неудачник Сарафанов и целое поколение таких людей, харизматичный Бусыгин. Герои Вампилова – очень знакомые нам люди. Неудивительно, что пьесы Вампилова не теряют актуальности. Будто подглядываешь с улицы в окна квартиры, где разворачивается драма наших дней.
Драма одиночества
На сцене множество оконных рам. Некоторые без стекол, от них веет одиночеством и внутренней неустроенностью. Сцена – словно ночной и негостеприимный двор советской пятиэтажки на окраине провинциального города. Тишина и безысходность ощущается повсюду. Двое молодых людей опаздывают на электричку и мерзнут во дворе дома. Чтобы согреться, они идут на безобидный обман. Один из них представляется внебрачным сыном главы семейства, временно отлучившегося из дома. К удивлению домочадцев, отец по возвращении верит в появление своего старшего сына. Мужчина с непростой судьбой полюбил всей душой, как родного, чужого человека и не хочет смотреть правде в глаза, даже когда обман раскрывается.
Актеры и герои
Постановка построена на тонкой актерской игре. Чистота и наивность вампиловских персонажей подкупают зрителя. Становится жаль и главу семейства Сарафанова, и его детей, и нескладную жизненную ситуацию, в которой оказались эти люди. А еще я поймала себя на мысли, что почему-то чужие проблемы и чужая жизнь тебе всегда бывают понятны сразу, когда в своей ты никак разобраться не можешь. Вот так и Владимир Бусыгин легко входит в чужую семью, быстро разбирается во всех хитросплетениях непростых семейных отношений. Ему нравится давать советы, нравится быть старшим братом, старшим сыном, у него появляются сестра, отец, младший брат, которых у него никогда не было. Ему по душе эта семья, где его уже любят и уважают, и он становится чужим людям родным.
Особенно хочется отметить отлично подобранный актерский состав. Превосходно справился с ролью Владимира Бусыгина, внебрачного сына, актер Иван Пилявский: удивительно тонко передан характер героя, его настроение и перемены, происходящие с ним после знакомства с «отцом» и «сестрой». Замечательно сыграла Наталью Макарскую актриса Анна Сильчук. Убедителен в образе Сарафанова был Игорь Авров. Хочется отметить и совсем молодых актеров, выпускников Нижегородского театрального училища, которые влились в труппу только в прошлом году: Никиту Зимина (Васенька) и Кристину Кондрину (Нина, дочь Сарафанова). Кажется, ребята и не играли даже, а просто жили жизнью своих героев. Хочется верить, что у Никиты и Кристины большое будущее в театре.
Играют люди и… вещи
Отлично работает на общую задачу спектакля сценография. Молодой художник-постановщик Мария Утробина проявила недюжинную фантазию в оформлении сцены. На самом видном месте она поместила развесистое дерево. Поздняя осень, скоро пойдет снег, на дереве уже нет листьев, вместо них, как на новогодней елке в Простоквашине, развешаны старые вещи – велосипед, лыжи, телефон-автомат, лейка, часы. Герои по ходу действия что-то добавляют в эту композицию: то забросят на дерево авоську, то фуражку, то подоткнут под кору фото или букетик цветов. Дерево словно старый балкон, куда частенько отправляют что-то ненужное, но с чем никак не могут расстаться. Знают, что эти вещи никогда не пригодятся, но все равно их хранят, потому что с ними связаны какие-то важные воспоминания.
Большое дерево в центре – это еще и своего рода фамильное древо. Какие-то ветки на нем уже высохли и отпилены, какие-то погнулись и надломлены. На дереве много пустых скворечников как аллегория улетевших из родительского гнезда детей. Детям Сарафанова – Нине и Васе – тоже предстоит уехать, именно в этот момент в их доме и появляется «старший сын». Неслучайно в финале постановки Сарафанов-отец дает в руки Владимиру новый скворечник, молоток и гвозди, предлагая прибить птичий домик на старом дереве в знак того, что Владимир обрел свой новый дом.
Елена Анисимова
Фото предоставлено Театром юного зрителя