День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Совместимо ли классическое искусство с современными технологиями?

На Нижегородской ярмарке, в пятом павильоне, открылась мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Конечно, картины известного постимпрессиониста видели многие в альбомах или в музеях. Полотна гениального голландца растиражированы на плакатах, декоративных панно, платках и даже ковриках для компьютерных мышек. Автопортреты Ван Гога, его пейзажи. «Ирисы», «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Ночная терраса в кафе», кажется, каждый из нас видел хотя бы однажды. На нынешней выставке известные полотна Ван Гога предстают перед зрителями на огромных экранах и благодаря новейшем технологиям словно оживают. Надо ли реанимировать, то есть оживлять, бессмертные картины? Совместимо ли классическое искусство с современными технологиями? Мы поговорили об этом с гостями и посетителями выставки.

Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» уже прошла в Сингапуре, Стамбуле, Анкаре, Тель-Авиве, Сантьяго, Будапеште и США. В Москве и Санкт-Петербурге экспозиция стала одной из самых успешных в истории ее существованияее посетили свыше 200 тысяч человек. По словам организаторов, они даже не ожидали такой популярности: в российской столице желающие посетить необычную выставку простаивали очереди по пять часов. Это был мировой рекорд — правда, только для этой выставки. Кажется, никому еще не удалось побить рекорд «Джоконды» Леонардо да Винчи, которую в 1974 году выставляли в Москве в музее имени Пушкина. Даже несмотря на то что люди шли потоком и каждому отводилось всего девять секунд на то, чтобы увидеть великую картину, очередь стояла вокруг здания музея плотным кольцом и днем, и ночью.

Но вернемся к выставке «Ван Гог. Ожившие полотна». Здесь посетителя не торопят, наоборот, его погружают в мир гениального художника-импрессиониста, окружая его проекциями известных полотен Ван Гога, которые сменяют друг друга на стенах, колоннах и даже на полу. Изображение движется под музыку, свет, цвет, звук соединяются, чтобы создать некую реальность, которая окружает зрителя и вовлекает его в мир незамысловатых сюжетов и неистовой манеры художника.

— Благодаря новым технологиям нетрадиционной выставки, как мне кажется, здесь гораздо больше эмоций, чем в привычных музеях, — рассказывает организатор этого выставочного проекта Олег Маринин. — Потому что при посещении галереи можно часами стоять перед картинами Ван Гога и так ничего не понять. Конечно, интересующегося, пытливого человека выручает имеющееся богатое воображение. Но все же во время экскурсии в музей от зрителя потребуются и определенная подготовка, и знания. А на нашей экспозиции все помогает быстрому пониманию. Искусство подается буквально на блюдечке с голубой каемочкой. Благодаря музыкальному сопровождению и огромным масштабам увлеченный зритель чувствует энергетику картин ярче и легче.

Кстати, в Нижнем Новгороде выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» очутилась благодаря ярмарке, точнее тому, что один из ярмарочных павильонов отвечает всем требованиям — пространственным и техническим — для организации такого масштаба экспозиции.

— Эта выставка представлена с целью привлечения внимания к творчеству Ван Гога, — считает директор департамента культуры Нижнего Новгорода Лариса Моторина. — Конечно, чтобы понять творческую манеру, настроение художника, лучше смотреть подлинники. И возможность провести наедине с картиной несколько часов, чтобы полюбоваться манерой письма художника, настоящим колоритом картины, неискаженным монитором компьютера, аурой, которую сохраняет подлинное произведение искусства долгие годы. Но и популяризация творчества великих мастеров, к которым, безусловно, принадлежит и Ван Гог, тоже важна. Для многих эта выставка может стать первым знакомством с творчеством, жизнью и личностью великого художника.

— Ван Гог всегда приковывал внимание людей, — говорит посетительница выставки Светлана Морозова. — Он будет интересен и потомкам. Поэтому неудивительно, что выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» популярна. Конечно, она не заменит полноценной экскурсии по музейной экспозиции. Но ведь и репродукция не заменяет подлинника, однако мы листаем альбомы по живописи. Поэтому первое знакомство с художником может происходить на такой весьма технологичной экспозиции. И не первое, кстати, тоже. Эта выставка служит дополнением к тем знаниям, которые мы уже получили из школьной программы Мировой художественной истории, к тем знаниям, которые мы получали самостоятельно, бывая в музеях, где находятся картины Ван Гога.

— Кто сказал, что нельзя совместить оперу и балет, музей и шахматы (в прошлом году в усадьбе Рукавишниковых состоялся чемпионат России по шахматам. — Прим. авт.)?! — говорит заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский. — Так и искусство прошлого можно совместить с технологиями будущего. Ван Гог всегда любил жизнь. В своем искусстве он пропагандировал это. Он воплощал свои мечты в красках. В ретроспективе творчества Ван Гога мы видим изменение его жизненных взглядов, внутренних переживаний и то, что он хотел донести не только современникам, но и потомкам. Признание его творчества в ХХ веке, а не при жизни (Ван Гог жил в 1853–1890 годах. — Прим. авт.) говорит о том, насколько художник далеко смотрел и чувствовал наперед.

— Мне посчастливилось видеть подлинные картины Ван Гога, — говорит посетитель выставки Сергей Ставрогин. — Я интересуюсь историей искусства, и особенно импрессионистами, поэтому для меня эта выставка — это не первое знакомство с творчеством гениального голландца, а, скорее, приятное напоминание о счастливых мгновениях, уже пережитых прежде. Но приятным открытием для меня было то, что эти воспоминания, благодаря музыке, большим экранам, оказались почти такими же яркими и сильными, как и сами моменты встречи с подлинными картинами Ван Гога.

— А мы с подружкой пришли, потому что слышали про этого художника, что он отрезал себе ухо и что его картины самые дорогие в мире, — признается студентка Анна Смирнова. — Захотелось посмотреть, какие картины он писал, узнать, почему ухо отрезал, и что такого особенного в его творчестве, что все говорят «Ван Гог, Ван Гог…». Нам понравилось. Смотришь на его картины и понимаешь, что живопись была его страстью — даже у подсолнухов лепестки не прямые, а как будто судорогой сведенные, а ночное небо закручено, словно вихрь гуляет. И, конечно, произвело впечатление, что за свою недолгую жизнь — всего-то 37 летон написал тысячи картин. Так мог сделать только человек увлеченный, страстно любящий рисовать.

— Меня позвал на эту выставку мой внук. Он меня приучает к компьютерным технологиям и сказал, что мне надо увидеть, как их можно использовать в жизни, — говорит пенсионерка Ирина Анатольевна Игнатьева. — Мне понравилось. Атмосфера необычная, картины движутся под музыку, мы становимся не просто сторонними наблюдателями, а погружаемся в атмосферу картины, в ее сюжет. А когда на тебя смотрят огромные глаза художника, то кажется, что он тебе в душу заглядывает, чтобы узнать, как ты воспринимаешь его произведения.

Конечно, эта выставка не заменит экскурсию в музей, но наверняка станет увлекательным развлечением для любознательных нижегородцев. А уж идти ли потом на встречу с подлинниками Ван Гога, знакомиться с творчеством других художников-импрессионистов и вообще других художников — каждый будет решать сам.

Ирина Белова
Фото Алексея Манянина

  • 80 (920) 08.10.2014

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru