День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Словами не передать

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/slovami-ne-peredat#sigProGalleriaff122e20b3
joomlamodniyportal.ru

23 сентября в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина ГЦСИ Арсенал открылась новая выставка, на которой представлены избранные работы из коллекции Московского музея современного искусства. Его сотрудники подготовили эту экспозицию специально для представления в нижегородском Арсенале. Мы побывали на экскурсии и готовы поделиться впечатлениями.

Постичь незнаемое через искусство

«Неназываемое» – так во многих культурах обозначается некая сверхъестественная сила, которую, по разным причинам, нельзя обозначить каким-либо словом. Светлую – из опасения оскорбить (так, иудеи пишут Б-г, не называя его словом «бог»), темную – из-за страха привлечь внимание и призвать ее.

Нечто, присутствующее на границе видимого и подразумеваемого, между историей и памятью, рождением и смертью. Человечество встречается с ним на протяжении всей своей истории и пытается постичь его тайну в искусстве, философии, музыке, драматургии, кинематографе, психоанализе, математике, литературе. Именно к проявлениям и следам этого феномена и обращается новая выставка.

В нашей жизни сегодня все чаще происходят события, название которым дать весьма затруднительно. Пока мы пытаемся нащупать для них описание, их истинные имена от нас ускользают. Размышления на эту тему навели организаторов выставки на мысль о понятии неназываемого.

Задаваясь вопросами о природе неназываемого, причинах его возникновения и роли в настоящем, они прослеживают следы его присутствия в ключевых произведениях искусства XX–XXI столетий. В проект вошел ряд наиболее ярких и значимых произведений художников, занимающих важное место в истории отечественного искусства с 1920-х годов до наших дней. Среди них Михаил Шварцман, Павел Пеперштейн, Дмитрий Пригов, Айдан Салахова, Ирина Корина и другие.

Как рассказали кураторы Ольга Турчина и Анастасия Нефедова, тематика и специфика выставки сформировались в процессе диалога с нижегородским художественным сообществом:

– Сам город, его история и атмосфера подтолкнули нас к размышлениям о связи между коллекцией музея и локальным контекстом. Так в экспозиции появились и работы нижегородских художников: Антона Морокова, Андрея Оленева, Ивана Серого, Якова Хорева, Владимира Чернышева, Your Mum’s Knight.

Три стороны одной медали

Через художественные произведения Ольга Турчина и Анастасия Нефедова рассматривают различные аспекты «неназываемого»: моменты его зарождения в качестве явления и понятия, формы воплощения, места обитания и практики, через которые к нему обращаются различные авторы. Исследуя пограничные территории, художники улавливают разные смыслы, образы, голоса, точки напряжения, давая им возможность быть явленными, услышанными и прочувствованными.

Экспозиция состоит из трех блоков, каждый из которых размещается в отдельном зале: «Археология неназываемого», «Зыбкое пространство», «Действие/неподвижность». Оформляя их, кураторы старались обыграть особенности выставочного пространства Арсенала, гармонично вписать туда картины, скульптуры и инсталляции, созданные художниками.

Здесь идет речь о неназываемом, так остро ощущаемом сегодня – тревожащем нас, настораживающем своей неизведанностью. Подобная неопределенность в одних случаях провоцирует непонимание и отторжение, а в других – страх и оцепенение.

Любопытны работы Михаила Шварцмана (1926–1997) – загадочного художника-мистика, философа, педагога, автора концепции иератизма. Шварцман выработал оригинальную художественную манеру, очень внимательно относился к выбору техники живописи и материалов для создания своих работ (чаще всего это были дерево, холст, левкас, который художник готовил сам, и темпера). Его творческий метод, основан, с одной стороны, на изучении древних иероглифов, а с другойна обращении к священным ритуалам. Получавшиеся произведения он именовал «иературами», подчеркивая их отличие и от картин, и от икон в их классическом понимании. Особое отношение было у Шварцмана к теме рождения и смерти. По словам кураторов выставки, «художник считал, что в процессе создания чего-то нового мы неизбежно сталкиваемся с умиранием неких прошлых слоев. Создавая свои произведения, он (или его ученики) сперва делал графические зарисовки, и далее, когда уже наносились краски, что-то на левкасе подчищалось, убиралось, и это плавное перетекание, сочетание процессов рождения и умирания, находит отражение в завершенных произведениях».

Привлекает внимание, заставляет улыбнуться, а потом и задуматься работа Леонида Сокова (1941–2018) «Нечто русское», созданная в 1997 году. Она представляет собой, по словам куратора, вместилище русской идеи – нечто непонятное западному человеку, мохнатое и неуклюжее, но при этом работающее, как говорил сам художник, «по принципу «неваляшки» – эту странную фигуру нельзя опрокинуть, уронить.

Офорт главного художника издательства «Знание – сила» Юрия Нолева-Соболева (1928–2002) «Святой Себастьян» интересен уже тем, что представляет еще одну трактовку образа святого, к которому обращались многие художники. Соболев в своем творческом осмыслении истории христианского мученика уходит от классической иконографии сюжета:

– Художник, оформляя свою работу таким образом, показывает, что различные «сетки», присутствующие в жизни каждого человека, хотя, с одной стороны, и ограничивают нас, а с другой – учат искать выходы, новые смыслы, дают возможность менять свое восприятие мира, – поясняют кураторы.

Заглянуть внутрь себя и в будущее России

Инсталляция Андрея Кузькина «Мать», которой завершается раздел «Археология», позволяет посетителю выставки, вспомнить свое прошлое, пообщаться со своими истоками, с самим собой.

Картина Павла Пеперштейна «Флаги» отражает идею будущего России. По мнению автора, в далеком будущем будет снята дихотомия двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга, и возникнет некий «средний» город, где будут обитать некие другие существа, возможно, и не люди. На картине мы видим пустыню, по которой движутся флаги, но при этом их полотнища статичны и кажутся словно застывшими в пустынном мареве, будто замершими в ожидании.

Антон Мороков в своей работе тоже обращается к образу флага и мотиву ожидания. По мнению художника, обычно знамена и флаги куда-то зовут человека, побуждают к какому-то действию. Но на его картине присутствуют слова, побуждающие не к тому, чтобы куда-то двигаться, а наоборот, остановиться и заглянуть внутрь себя…

Словом, в экспозиции «Неназываемого» достаточное количество философских и психотерапевтических произведений. Возможность посетить ее, прикоснуться к неведомому, заглянуть внутрь себя, поразмыслить о связи прошлого, настоящего и будущего, у нижегородцев и гостей города есть до 20 февраля. Не упустите!

Ольга Маркичева

Фото предоставлены пресс-службой Волго-Вятского филиала ГМИИ имени А. С. Пушкина

  • 079 (1701) 29.09.2021

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru