В дни Пятидесятницы вспоминаем о двух христианских святынях нашего города, двух памятниках нижегородской архитектуры. Речь идет о строгановских храмах, единственных в Нижнем Новгороде, построенных в стиле русского барокко. Причем если церковь Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской знают все, то церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке известна не так хорошо, поскольку находится в стороне от оживленных дорог.
Солепромышленник
Словно Венера, рожденная в пене морской и вынесенная волжской волной на высокий откос, красуется перед городом Рождественская церковь. Это настоящая жемчужина нижегородской архитектуры (кстати, «барокко» в переводе с португальского – жемчужина неправильной формы). Церковь стала одной из визитных карточек нашего города. Неслучайно известная легенда гласит, будто хозяин приказал ослепить мастера, построившего Рождественскую церковь, чтобы тот не смог создать что-то подобное. Смоленская Гордеевская церковь выглядит чуть скромнее и уступает своей младшей сестре в причудливости убранства, но столь же совершенна и безупречна в архитектурном исполнении.
Строительство Рождественской и Гордеевской церквей связано с именем богатейшего солепромышленника Григория Строганова. Григорий Дмитриевич был прекрасно образован, увлекался архитектурой и живописью, выписывал из-за границы специальные издания. Известный предприниматель переселился из Соликамска в Нижний Новгород, где прикупил сельцо Гордеевку и поставил здесь свои палаты и Смоленскую церковь. Затем он построил храм на Рождественской улице, освящение которого произошло в 1719 году. Однако через три года прибывший в город Петр I церковь закрыл. Ходит легенда, что находящаяся внутри икона «Спас Вседержитель» была создана по подобию хозяина церкви, поэтому, увидев ее, император спешно покинул храм, мотивируя это нежеланием поклоняться изображению своего холопа. Храм вновь открыл двери для прихожан в 1725 году, после смерти Петра I.
Храм в Гордеевке
Вдали от Москвы Строгановы чувствовали себя почти полноправными государями своих земель, держали собственное войско. Каменное строительство Григорий Дмитриевич вел практически во всех местах, где были его интересы. Его церкви возводятся в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде. Сыновья строят храмы в Усолье и Устюге. Строгановские постройки появляются также в Москве и Троице-Сергиевом монастыре. Так что география строгановского стиля беспрецедентно широка.
Постройки, которые спонсировал Строганов, отличает высокая надежность конструкций, особая тщательность декора и безукоризненное выполнение всех видов работ, поскольку Строганов всегда использовал труд самых квалифицированных каменщиков, плотников и кузнецов.
Самый ранний по времени из строгановских храмов – собор Введенского монастыря (1689–1693) в Сольвычегодске. В своей усадьбе в Гордеевке Строганов строит уменьшенный вариант композиции этого собора с добавлением миниатюрной колокольни над входом. Храм имеет толстые полутораметровые стены. Декор церкви вырезан из белого камня-известняка. Особенное внимание уделено художественной ковке крестов – над ними работал лучший кузнец города Балахны Кондрат Прокофьев.
В настоящее время в храме на Гордеевке идет реконструкция. Конечно, время не щадит даже камень – где-то он разрушился, где-то потемнел, искрошился. Каменные стены штукатурят, красят. А вместе с тем скрывают и рукотворную красоту – изящество кирпичной кладки архитектурного шедевра. Мастерству каменщиков, построивших Смоленскую церковь, не перестаешь удивляться. Здесь и кирпич, обтесанный в полукруглые колонны, и кирпич, обтесанный в колонны витые (также характерные для барочного стиля), и кирпичная кладка под разным углом, образующая арки, и кладка с выступами, и кирпичи, уложенные зубчиком.
Церковь на Рождественской
Специалисты считают, что кульминацией возможностей строгановского стиля в архитектуре стала Рождественская церковь Нижнего Новгорода. Пять глав венчают кованые ажурные кресты. Фасад разделен на четыре уровня, у каждого из них свой особенный декор. В лепных узорах – гирлянды, гроздья винограда, цветочные вазоны, фрукты, травы, жемчужные раковины. Поражает своей красотой вырезанный из дерева позолоченный иконостас. Это про него писал Андрей Мельников (Печерский): «Иконостас своим изяществом, высотой техники, поразительной легкостью, воздушностью, соединенной в то же время с чрезвычайной сложностью рисунка, стоит в ряду лучших образцов стиля «русского барокко».
Склад и музей
В советское время оба храма немало пострадали. Время и тогдашние власти не пощадили шедевры строгановского стиля. В 1929 году был закрыт Смоленский приход. Перед закрытием устроили показательный сброс с колоколен всех колоколов. Здание Смоленского храма сохранилось только благодаря тому, что в нем разместили музейный склад. В Рождественской церкви размещался музей атеизма. За фасадом особенно не следили. Особенно ужасно выглядел в 1990-е белокаменный декор, который, казалось, восстановить уже невозможно. Но все-таки чудо случилось. При реставрации белый камень несколько обтесали. Тем не менее и сегодня церковь на Рождественской поражает своим нарядным убранством.
Елена Анисимова
Фото автора. Иллюстрация из открытых источников