Для самых маленьких
В этом году Дзержинский кукольный отмечает юбилей – 30-летие. Раньше в небольшом красивом здании в парке культуры и отдыха размещался драматический театр. В начале 1980х было принято решение построить для драматических актеров новое здание, а в этом – основать театр для самых маленьких.
– В драме спектакли ставились только для школьников, а малыши оставались без театра, вот мы и восполнили пробел, – вспоминает бессменный главный режиссер театра Владимир Яковлевич Казаченко. – И это была моя мечта – создать кукольный театр именно в нашем городе. И мечта сбылась!
Первым спектаклем нового театра стало представление под названием «Маленькая фея» (правда, прошло оно на Бору в ДК стеклозавода – помещение в Дзержинске было еще на ремонте), а всего за три десятилетия дзержинцы поставили более 80 спектаклей: большинство – для детей, но были и «взрослые» постановки. Театр объехал с гастролями всю Нижегородскую область, побывали во многих российских городах, несколько раз отправлялись на зарубежные гастроли – в Финляндию, Германию, Белоруссию. И повсюду – успех и признание Дзержинского театра как театра самобытного, талантливого и очень дружной, слаженной работы труппы.
Большие возможности
Побывав на репетиции дзержинских кукольников, мы сразу почувствовали особую атмосферу большой и дружной семьи. С одной стороны, очень серьезный творческий процесс, с другой – юмор, шутки и абсолютное взаимопонимание.
– Я работаю в кукольном театре 42 года, и это годы счастья абсолютного! – рассказывает заслуженная артистка России Ирина Абахова. –Кукольный театр – это театр чудес и неожиданностей! И между прочим, актеры здесь реализуются на 100%, ведь в одном спектакле мы играем порою несколько ролей. Например, в «Медвежьем домике» по сказке «Три медведя» я играю и Машеньку, и Медведицу, и Зайчика. Сразу три роли! Ну где такое еще бывает?
Некоторые зрители думают, что в кукольном театре работают только те актеры, кого не взяли в театральном училище на драматическое отделение. Это не так: некоторые актеры, попав еще в детстве в этот волшебный и сказочный мир, хотят служить именно в таком театре. Наоборот, бывает, что из драматического театра переходят в кукольный, как, например, актер Сергей Зицер.
– Я учился на драматического актера, успешно работал в Дзержинской драме, – рассказал он. – А потом наше здание закрыли на ремонт и нас отправили в отпуск. Я пришел сюда временно поработать. И так понравилось, что неожиданно понял – обратно в драму не хочу, здесь больше возможностей! У драматического актера есть одно амплуа, тут можно сыграть все что угодно – от Колобка до Христа.
Но все же актер есть актер, а ему, как известно, необходима и популярность, и слава, и поклонники. А «кукольники» постоянно за ширмой.
– Вот это как раз мне и нравится, – признается актриса Ольга Земскова. – Я из-за этого и пришла в этот театр – не люблю выступать перед зрителями, мне ближе быть в тени.
– И все-таки мы тоже иногда бываем на виду, – не соглашается с общепринятым мнением актер Михаил Ларин. – Во-первых, редко, но ставятся спектакли, где мы играем, как у нас говорят, «живым планом», то есть выходим на сцену. Во-вторых, мы в конце каждого представления идем на поклоны. И девушки-поклонницы тоже имеются! Правда, это молодые мамочки, пришедшие вместе с маленькими детишками. Но зато какие после спектакля аплодисменты от мальчишек и девчонок – восторженные и искренние!
Сложности профессии
Конечно, у актеров театра кукол бывают свои трудности, впрочем, как и в каждой профессии.
– Наши куклы бывают очень тяжелыми, – демонстрирует своих партнеров по сцене актриса театра Мария Фирстова. – Вот эта всего полкилограмма весит, а некоторые – почти четыре кэгэ. И нужно с ней стоять, как у нас называется, на ширме по сорок минут. Держать ее на вытянутых руках и играть роль.
Высота ширмы по международному стандарту всего один метр и 70 сантиметров. А если актер выше?
– Все очень просто, – делится опытом Михаил Ларин. – Мой рост – 183 сантиметра, и нужно наклоняться. Зато ноги накачал! А вообще за ширмой приходится и изгибаться, и скрючиваться, и извиваться, и корчиться, и чуть ли не принимать форму дуги. И наша профессиональная болезнь – остеохондроз: болят поясница, плечи, шея, руки.
– Вообще наше дело, хотя мало кто об этом догадывается, чрезвычайно опасное, – продолжает тему актриса Людмила Просвирина. – Представьте, за кулисами полностью выключают свет, и нам нужно по ступенькам забраться в темноте по лестнице с куклой, вовремя попасть в музыку, никого не уронить и не задеть, никакую веревочку не потревожить и еще много-много нюансов.
А еще за кулисами театра обязательно есть дежурный коньяк! И его не пьют.
– Не пьем, конечно, просто полощем им горло. Делается это для связок, когда нет голоса, а впереди спектакль, – объясняет Ирина Абахова.
Но все сложности и тяготы актеры как бы и не замечают – все искупает любимая и интересная работа.
– У всех ведь как: работа – обед – дом, и так по кругу. А у нас каждый день радость и все по-новому! – уверена Мария Фирстова. – Кукловоды – абсолютно счастливые люди.
Куклы-работяги и куклы-ветераны
Пришло время идти в художественные мастерские театра – здесь создаются куклы. Процесс этот достаточно долгий.
– У каждого спектакля-свой художник-постановщик, который придумывает куклу, рисует эскизы и рабочие чертежи, – рассказывает художник-технолог Татьяна Дмитриева. – И характер, и фигуру, и размер – тут все нужно тщательно продумать. Нельзя брать куклу из одного спектакля и использовать в другом, все куклы одного спектакля выполнены в едином стиле.
Голова будущей куклы скульптором лепится вначале из пластилина, затем – из папье-маше. Потом конструктор делает всяческие механические приспособления, чтобы кукла «ожила». А в конце ее одевают в сценический костюм.
– Кукла должна быть удобной для актера, – говорит главный художник Ирина Жидкова. – В одном спектакле бывает и по 20 персонажей, но мы всегда стараемся придумать что-то новое в наших куклах. Я хотела с детства быть художником-мультипликатором, так у нас в театре в нашей мастерской эта работа сродни мультипликационной – есть что-то общее!
За 30 лет работы театра на его спецскладах накопилось почти восемь тысяч кукол!
– Куклы на заслуженном отдыхе – отдельно. Участвующие в репертуаре – отдельно, – показывает хранилища старший администратор Антонина Корецкая. – Но скоро у нас в театре планируется создание музея, и зрители и жители смогут увидеть этих уникальных актеров.
Александр Алешин
Фото автора
P. S. Сегодня после репетиции актеры театра соберутся на торжественное собрание, чтобы поздравить друг друга и выпить по бокалу шампанского за свою профессию. И главный режиссер театра по традиции прочитает свое любимое стихотворение поэта В. Берестова, который очень точно описал профессию кукольника: Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень-очень мало! Специальные перчатки, Ум, талант – и все в порядке!