В НГХМ / Русское искусство (Кремль, корпус 3) открылась экспозиция выдающегося русского живописца французского происхождения Франца Рубо. Выставка художника-баталиста, мастера панорамной картины рубежа XIX–XX веков станет хорошим подарком нижегородцам к Дню Победы.
Три панорамы
Новый проект – результат сотрудничества министерства культуры Нижегородской области, НГХМ и столичного музея-панорамы «Бородинская битва». Представлены живописные и графические произведения Рубо, а также сохранившиеся фрагменты панорам «Штурм 6 июня 1855 года» и «Бородинская битва».
Франц Рубо родился в Одессе в 1856 году в бедной семье французского книготорговца. Способности к рисованию у него проявились рано, и в 9 лет, одновременно с поступлением в гимназию, мальчика определили в Одесскую школу рисования, позднее преобразованную в Художественное училище. По окончании училища в связи с тяжелым материальным положением Франц сначала работал дворником, потом домашним учителем. Потом отправился в Мюнхен получать высшее образование. Способный и трудолюбивый юноша обратил на себя внимание принца-регента Баварии Леопольда, который покровительствовал молодым талантам. Леопольд был большим любителем лошадей, а художник прекрасно их рисовал. Благодаря рекомендательному письму Леопольда Франц Алексеевич получил свой первый правительственный заказ в России. К 1890-м годам мастер приходит к созданию масштабных трехмерных панорамных картин.
На первом плане – солдаты
Первая панорама Франца Рубо «Штурм Ахульго» в России впервые демонстрировалась на Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном павильоне. Этому событию посвящен один из разделов экспозиции «Рубо в Нижнем Новгороде».
В 1903 году художник становится профессором в Императорской Академии художеств в Петербурге. Мастер практиковал кратковременные постановки, с тем чтобы развивать в учениках умение быстро схватывать и передавать на полотне мгновенные движения. А этими приемами он сам владел в совершенстве. Так, во время работы над панорамой «Штурм 6 июня 1855 года», посвященной событиям Крымской войны, по просьбе художника морское и сухопутное командование в Севастополе устраивало множество инсценировок штыковых атак, действий разведчиков, работы орудий, переноски раненых с привлечением отставных солдат и матросов – ветеранов-севастопольцев. Рубо делает множество быстрых четких зарисовок. На его панорамах на первом плане не полководцы и военачальники, а простые солдаты.
Считать русским художником
По словам директора музея-панорамы «Бородинская битва» Владимира Преснова, он давно мечтал, чтобы работы Рубо показать в городе, где живописец начинал выставляться как мастер больших форматов, демонстрируя «несерьезное искусство для серьезных мужчин» (так называли тогда панорамную живопись газетчики). Тем не менее первые панорамы имели успех у публики. Тогда не было ни телевидения, ни кино. Полотна баталиста Рубо давали обзорное представление о масштабах военных событий. В 1901 году Франц Рубо написал: «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни. По всем этим признакам меня следует считать русским художником».
Елена Анисимова
Фото автора