День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Рисунки великих в Нижнем Новгороде

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/risunki-velikikh-v-nizhnem-novgorode#sigProGalleriab0ee48d98a
joomlamodniyportal.ru

Фестиваль графики на нижегородской «Музейной набережной» стартовал выставкой европейского рисунка XVI–XX веков из коллекции Инны Баженовой. Экспозиция «От Веронезе до Пикассо» представлена в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ | Зарубежное искусство: Верхне-Волжская набережная, 3).

Пять веков истории

Фестиваль графики – совместный проект Нижегородского художественного музея и Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Арсенал) при содействии культурного фонда InArtibus. «Экспозиция охватывает пять веков истории европейского рисунка, – пояснила обозревателю «Дня города» куратор выставки «От Веронезе до Пикассо» Анна Корндорф. – Она объединила работы разных национальных школ и направленийот Ренессанса до модернизма. От работ Пармиджанино и Веронезе до рисунков Пикассо, Матисса, Модильяни. Всего 114 работ. История европейского искусства. Отличие только одно – перед нами не живопись прославленных художников, а их графические работы. Рисунок дает возможность увидеть лабораторию художника, потому что человек «вербальный» говорит, а человек «визуальный» (а таковыми бывают все художники) рисует. Мастер размышляет вслух, у него рука сама собою движется, это его мыслительный процесс. Возникают образы – художник фиксирует их на бумаге, очень быстро. И таких «почеркушек» может быть много. Впрочем, рисунок может представлять собой и вполне законченные работы, предназначенные для коллекционеров. Например, «Девушка с птичьей клеткой» Франсуа Буше», – рассказала куратор выставки.

Итальянцы: анатомический рисунок

Экспозиция открывается работами мастеров XVI и XVII столетий. Это произведения выдающихся итальянских рисовальщиков Пармиджанино, Карраччи, Гверчино и других, наследующих традиции художественной культуры Высокого Возрождения. Расцвет итальянского рисунка пришелся на конец XV – первую треть XVI века. В это время сформировался определенный метод создания живописного произведения. Художники начали все чаще создавать рисунки с натуры, а не «из головы», как было принято раньше. Появились новые типы рисунка. Например, анатомический, с помощью которого Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие гении Возрождения исследовали строение человеческого тела. Рисунок стал важным средством познания мира, областью экспериментов и даже проектирования. Особенно полюбился живописцам и рисовальщикам прием сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов. Знаменитое сфумато разработал и часто использовал в своих работах великий Леонардо. Виртуозные графические штудии, созданные прославленными венецианскими живописцами Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, Гварди и другими, демонстрируют блистательный стиль венецианской школы с присущей ей пластической свободой и живописной трактовкой форм.

Французы: техника «трех карандашей»

В экспозиции французского рисунка значительное место занимают графические листы XVIII и XIX веков. Графика знаменитых мастеров эпохи рококо Ватто, Буше, Фрагонара. Рисунки французских романтиков и реалистов XIX века Жерико, Делакруа, Домье. В XVIII веке рисунок обрел большую самобытность и художественную ценность. Французские мастера все чаще прибегали к графике, а многие из них полностью посвятили себя исключительно рисунку. Они рисовали сангиной или в технике «трех карандашей», основанной на сочетании белого, черного и телесного (или рыжего) цветов. Среди французских рисовальщиков XVIII века искусствоведы выделяют Антуана Ватто за его неповторимый графический стиль. Обычно он рисовал без определенной цели, то есть большинство его зарисовок с натуры были самостоятельными произведениями и не предназначались для конкретных живописных полотен. Ватто часто создавал на одном листе сразу несколько этюдов, изображая одну и ту же фигуру в разных ракурсах и поворотах. Как правило, это были самые простые, естественные позы – поэтому люди на рисунках Ватто выглядят живыми и настоящими, а не замершими в вычурных положениях натурщиками. Художник много работал, накапливал зарисовки, и, когда у него возникало желание написать картину, он прибегал к этому альбому.

Французское искусство ХХ столетия представлено работами Пикассо, Модильяни, Матисса. Особый интерес вызывают оригинальные рисунки знаменитых французских скульпторов ХХ века Родена, Майоля и Деспио – мастерские штудии обнаженной натуры. «Рисунок очень хрупкий. Он боится света, влажности, сквозняка, поэтому выставки графики всегда очень короткие. Государственные музеи и частные коллекционеры с большим трепетом и содроганием дают графические работы на выставку. И, конечно, такое мероприятие, позволяющее приобщить большое количество посетителей к истории графики, – очень важное культурное событие», – считает Анна Корндорф. Выставка будет работать до 9 октября.

Справка

«Музейная набережная» в Нижнем Новгороде – проект, объединяющий музеи Верхне-Волжской набережной и Нижегородского кремля в музейный кластер. Пространство, связанное единым смыслом, транслируемым через музей.

Елена Анисимова

Фото из открытых источников

  • 078 (1811) 24.08.2022

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru