Распилить пианино не дала мама
Ольга Шайдуллина родилась в Элисте, столице Республики Калмыкия, а вот профессиональное образование получила в Нижнем. В 2006 году она окончила Нижегородскую консерваторию имени М. Глинки по классу композиции у Б. С. Гецелева.
– Чтобы пройти путь музыканта, нужно заниматься музыкой с 5–7 лет. Для меня это стало естественной частью существования, – призналась Ольга. – Только один раз у меня возникло желание бросить музыку. Случилось это в четвертом классе. В третьем классе я выиграла конкурс пианистов, а на следующий год не справилась с программой и завалила даже прослушивание. И тогда я захотела распилить пианино. Но моя мама, мудрая женщина, предложила окончить мне не семилетку, а пятилетку и довести начатое дело до конца. Я успокоилась, и теперь это естественная для меня форма жизни.
Дипломной работой Ольги в консерватории была сценическая опера, во время ее премьеры присутствовал Павел Милославский – директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, экс-директор киноцентра «Рекорд».
– Я не знаю, что Павел Юрьевич услышал, но после премьеры он позвонил мне и предложил должность арт-директора киноцентра «Рекорд». Я до сих пор не понимаю, почему он решил мне ее предложить, я вообще не очень понимаю в кино, хотя сейчас преподаю во ВГИКе, – размышляет режиссер.
Две «Золотые маски»
Свою первую «Золотую маску» Ольга получила в прошлом году за спектакль «Биндюжник и король», который был поставлен в Красноярском ТЮЗе. В этом же году на новой сцене Большого театра Ольга Шайдуллина вновь получила «Маску». В номинации «Лучший кукольный спектакль» победила постановка театра «Таратумб» «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова. В этой постановке Ольга участвовала как режиссер и композитор.
– Мы все делаем вместе с мужем. Мы вместе режиссируем. Наш театр «Таратумб» вырос из Нижнего Новгорода, – рассказывает композитор. – Именно Павел Милославский был первым, кто дал нам возможность что-то поставить. Дальше мы привезли наш театр в Москву. Сейчас у нас в репертуаре уже девять спектаклей, готовим премьеру по Стругацким. Мы не ожидали, что наш спектакль будет номинирован на «Золотую маску». Для нас это была первая постановка с великим художником. Я думаю, то, что нас номинировали, и то, что к нам начал ходить весь театральный бомонд, было важнее, чем сама премия. Мы получили большое количество талантливых зрителей на нашем спектакле. Например, Игорь Костолевский. Само внимание, которое дает фестиваль со стороны критиков, со стороны театральной интеллигенции, со стороны деятелей, – благодаря этому ты чувствуешь, что это очень мощное событие. Как таковой объективности в искусстве не существует, на мой взгляд, и премии и фестивали в первую очередь должны служить тому, чтобы ты попадал в поле зрения некоего культурного сообщества. Нам это удалось.
Другая музыка
Что касается фестиваля «Другая музыка. Пярт», который проходит с 5 октября по 29 ноября в Нижнем Новгороде и Дзержинске, то это масштабный фестиваль, состоящий из серии концертов, кинопоказов, международной научной конференции.
– Международный фестиваль современной академической музыки «Другая музыка. Пярт» – это одна из задумок Павла Милославского, которая была успешно реализована, – считает Ольга Шайдуллина. – Сейчас Павел Юрьевич ищет имя другого композитора, которое будет носить следующий фестиваль. Лично для меня это событие очень ценно. Многие современные фестивали ничего нового не создают, становясь некой прокатной площадкой вещей на заданную тему. Но у Павла Юрьевича более амбициозные цели. И этот фестиваль сам создает готовый продукт.
«Канон покаянен»
«Канон покаянен» – хоровое произведение эстонско-австрийского композитора Арво Пярта, написанное на канонический православный текст. На фестивале «Другая музыка. Пярт» оно было впервые было исполнено в пространстве современного концертного клуба.
– Павел Юрьевич поставил задачу: сделать «Канон покаянен», но не так, чтобы полтора часа хор просто стоял и пел эту сложную музыку, – рассказала Ольга Шайдуллина. – Я год назад ходила на постановку этого произведения, это была московская премьера в католическом соборе, я получила колоссальное впечатление. Мы долго выбирали площадку для выступления хора, смотрели заброшенные цехи. Для меня было важно, чтобы тема покаяния звучала не в соборе, не филармоническом пространстве, а в совершенно другом помещении, которое бы давало этому произведению новую энергию, новое видение и слушание.
В основе спектакля взаимодействие трех основных участников: хора, актеров и видео. Хор, как и актеры, динамичен, его движения хоть и минимальны, но предполагают строгую хореографическую конструкцию.
– Участники перформанса – актеры нижегородского театра «Преображение», – продолжила режиссер. – Когда актеры и хореографы услышали живой хор, они были потрясены силой музыки, слов. Это было очень трепетно.
Начал свое исполнение хор из VIP-гримерки, казалось, будто он находится в другом измерении.
– Как я думаю, Пярт считал необходимым ревер (реверберация – это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. – Прим. автора), который есть в соборах, когда одно созвучие не угасло, а на его остаток уже исполняется следующая нота. Вместе они уже образуют некое созвучие. В клубе никакого ревера, естественно, нет, потому что акустика клуба предполагает исключительно колонки. Но звукорежиссер смог добиться искусственного ревера, который звучит достаточно убедительно.
Спектакль от насыщенной части, которая связана с пластикой, с движением, плавно перетекает вниз, и на финальной молитве хор разворачивается к зрителю.
– Когда ты делаешь спектакль, ты более владеешь вниманием зрителя, – объясняет Ольга. – Здесь иная история. Перформанс рождается в переживаниях зрителя. Мы построили свой перформанс так, чтобы не мешать звучать музыке Пярта, чтобы главным остался «Канон покаянен».
Дарья Королева
Фото автора
и из архива Ольги Шайфуллиной