28 июня в НГХМ / Русское искусство (Кремль, к. 3) открылась передвижная выставка «По России в свите Наследника…», подготовленная музеем-заповедником «Павловск» (Ленинградская область). Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова.
Редкие виды Нижнего
Думаю, если бы кому-то из нижегородцев показали рисунок Алексея Боголюбова «Благовещенская площадь», то большинство из них вряд ли смогли бы определить, что перед ними площадь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде. На рисунке – пятиглавый храм, справа и слева от него по периметру двухэтажные здания. Асфальт еще не положен – песок. Кремль на рисунок не попал. Из существующего ныне угадываются разве что очертания Большой Покровской да все так же в центре бьет фонтан, у которого, как и полтора века спустя, много горожан. Рисунок Алексей Боголюбов сделал во время путешествия по России в свите наследника российского престола – великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II).
Художник обычно посвящал каждому городу не более двух-трех сюжетов, а вот Нижнему Новгороду – целых восемь. Пять из них можно увидеть в экспозиции: «Благовещенская площадь в Нижнем Новгороде», «Железный биржевой дом», «Чайный склад», «Сибирская пристань», «Богоявленский монастырь».
Продолжительная поездка великого князя Николая Александровича, в которой его сопровождал художник Боголюбов, носила в первую очередь образовательный характер. Наставники стремились «ознакомить Цесаревича не только с замечательнейшими местностями империи, но и с их населением…», а также предоставить ему «всевозможные сведения о внутреннем положении России…».
Три месяца путешественники передвигались на пароходах, в экипажах и по железной дороге от Санкт-Петербурга до Петрозаводска по Мариинской системе, Шексне и Волге, по Дону через Азовское и Черное моря в Крым. По завершении поездки Алексей Боголюбов преподнес цесаревичу альбом рисунков. 70 из них представлены на выставке.
Комплиментом в адрес нашего города стала экспозиция одного из залов, где представлены рисунки речных судов, разнообразием которых славился Нижний.
Родился в рубашке
Алексей Боголюбов – баловень судьбы. Художник прожил яркую и насыщенную жизнь, был путешественником и наставником; был обласкан высочайшей благосклонностью и сам щедр с теми, кто нуждался в помощи. В 1840 году выпускник кадетского корпуса начинает службу во флоте, в 1848-м оказывается в команде императорской яхты «Камчатка», участвует в плавании на Мадейру и в Лиссабон. На Мадейре знакомится с Карлом Брюлловым, который, рассматривая этюды Боголюбова с натуры, замечает: «Вы, батенька, краску бойко месите, продолжайте, а главное, работайте построже». Так с легкой руки Брюллова Боголюбов создает альбом путешествия на Мадейру, а затем увольняется из флота и, окончив Академию художеств, служит художником при Главном морском штабе. Истинный патриот Отечества, Боголюбов основал первый общедоступный музей в Саратове и Рисовальную школу при нем, передав на их развитие свое собрание и немалые средства.
С благодарностью к нижегородцам
По словам директора Нижегородского государственного художественного музея Романа Жукарина, сегодня в Нижнем Новгороде, культурной столице России 2024 года, С.-Петербург и Ленинградская область представлены разнообразно.
У нас в гостях Государственный Русский музей – в Манеже в настоящее время работает выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда». А выставку «По России…» представляет музей-заповедник «Павловск».
На открытии экспозиции заместитель директора по научной работе музея-заповедника Рифат Гафифуллин отметил: «Конечно, для нас этот проект очень важен… Наша выставка графическая. Графические материалы представляют особенную ценность. Они не могут экспонироваться долго и поэтому большей частью хранятся в фондах. Это первое представление альбома Боголюбова в музейных экспозициях. Кроме того, выставка важна еще и тем, что Нижний Новгород занимает значительное место в истории и летописи Павловского дворца. В следующем году мы будем отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Ленинградцы помнят и благодарны горьковчанам за то, что летом 1941 года в Горький прибыли первые эшелоны из Русского музея, из пригородных музеев Ленинграда, где ценные экспонаты хранились до начала зимы 1941 года, а затем были отправлены в Новосибирск. А еще нижегородские музеи помогли нам в послевоенное время, во время восстановления Павловского дворца. Во время войны пострадала мебельная коллекция Павловского дворца, а в Нижнем Новгороде были обнаружены аналоги кресел, которые украшали Греческий зал до войны. Горьковчане выручили нас и передали на хранение эти экспонаты. Я первый ратовал за то, чтобы открыть выставку именно в Нижнем Новгороде: здесь я уже третий раз, и для меня понятие Родины ассоциируется с удивительным видом, который открывается из Нижегородского кремля».
Елена Анисимова
Фото организаторов выставки