День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Песни на все времена

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/pesni-na-vse-vremena#sigProGalleria545eb8c54d
joomlamodniyportal.ru

Все мы с детства слышали вроде бы военные, но такие мелодичные и лиричные песни, как «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты»… Их пела вся страна. Любят и поют их и сейчас. Они созданы композитором Василием Соловьевым-Седым на стихи поэта Алексея Фатьянова. На прошлой неделе их внуки побывали в Нижнем Новгороде. Они приехали для участия в концерте, посвященном творчеству их предков. А мы расспросили их, как же создавались известные песни?

Знакомство в «городе мира»

– Алексея Фатьянова называли рядовым советской песни, потому что он прошел всю войну, начав служить с 1940 года. Его демобилизовали из армии только в феврале 1946 года, – говорит внучка поэта Алексея Фатьянова Анна Китина-Фатьянова. – С Василием Павловичем Соловьевым-Седым Алексей Иванович Фатьянов встретился в 1942 году в городе Чкалове (сейчас Оренбург), который назвал городом мира. Дед был после легкого ранения и увидел там всех, кто был демобилизован.

По словам внучки поэта-песенника, в центральном парке Чкалова «Тополя» и произошла встреча. Именно там Алексей Фатьянов дал композитору посмотреть свое стихотворение «На солнечной поляночке». Его не стали печатать, потому что нужны были героические стихи, призывающие воевать с врагом. Стихи о любви к черноглазой подруге не соответствовали духу времени.

– А Соловьев-Седой, как он сам рассказывал, как только прочитал, понял, что сделает на стихи песню. Так они познакомились. Затем появились песни «Ничего не говорила», «Где ж ты мой, сад». Я так понимаю, что Соловьеву-Седому было приятно работать с Фатьяновым, потому что он приносил стихотворение, которое уже пелось, – отмечает Анна Николаевна. – Все рассказывали историю, что Фатьянов приносил стихотворение и уже пел, поэтому Соловьеву-Седому не нужна была мелодия, он только подыгрывал Фатьянову. В одной из книг Соловьев-Седой пишет, что Фатьянов был его соавтором в музыке, иногда он выгонял Василия Павловича из-за пианино и показывал, как играть. Была даже смешная история: Соловьев-Седой сидел за пианино, Фатьянов его пытался выгнать со словами: «Ты не умеешь играть». Соловьев-Седой звал свою жену Татьяну Рябову, кричал: «Таня, непрофессионалы музыки лишают!»

 

Дуэт двух друзей

– При этом у них был совершенно замечательный дуэт, была большая дружба, – продолжает Анна Китина-Фатьянова. – Соловьев-Седой помогал Алексею Ивановичу, считал, что для него это самый правильный соавтор. Они настолько сложились в творческом плане, как птица с двумя крыльями. Василий Павлович несколько раз предлагал Фатьянову переехать в Санкт-Петербург (тогда Ленинград), где жил сам, но Алексей Иванович очень любил Москву. Там похоронили родителей, когда их выгнали из Вязников. (Семья Фатьяновых была зажиточной, поэтому в 1929 году все имущество у них было отобрано. Фатьяновым пришлось переехать в Московскую область. – Прим. автора.)

По словам Анны Николаевны, с Василием Соловьевым-Седым Алексей Фатьянов дружил до самой своей смерти. А умер он, как известно, еще молодым, ему было всего 40 лет. А когда Фатьянов умер, то Василий Павлович помогал его жене и детям – дочери Алене и сыну Никите.

– Фатьянов был первый и любимый поэт, – соглашается внук композитора Василий Соловьев-Седой. – Второго такого друга и соавтора дед в своей жизни не нашел. Когда Фатьянов умер, это была страшная потеря. Они жили в разных городах, но, когда была возможность увидеться, виделись.

По словам Василия Владиславовича, Алексея Фатьянова он не видел: поэт умер до его рождения, но много слышал о нем.

– Дед не мог работать со случайными поэтами, со стороны. Ему надо было дружить. Такой был Фатьянов, такой был Матусовский, такой был Фогельсон, такой был Лев Горбовский.

Кстати, теперь и потомки всемирно известных композитора и поэта дружат семьями и вместе популяризируют творческое наследие своих родственников. Создан Культурный центр имени Алексея Фатьянова, членом которого является внук Василия Соловьева-Седого.

– Мы поддерживаем интерес к тем песням, которые были созданы нашими дедами. И я понимаю, что мы должны дать детям эти честные песни, с правильным русским языком, хорошей музыкой, которые ложатся в душу, – говорит внучка Алексея Фатьянова.

 

Маршал песни и рядовой

Маршал Советского Союза Георгий Жуков то ли в шутку, то ли всерьез композитору Василию Соловьеву-Седому присвоил звание «Маршал песни». По словам его внука, многие высокопоставленные военные чины признавались, что под его песни воевала Советская армия. Власти любили композитора и давали ему все мыслимые награды. А вот композитор относился к власти с прохладцей и даже в партию не вступил, хотя много лет был депутатом Верховного Совета СССР.

– Этот период жизни еще долго будут изучать, – считает он. – А песни недаром поют до сих пор: ничего подобного до сих пор не создано.

А писались многие из них весело.

– Конечно, самые великие песни я не застал, – говорит Василий Владиславович. – Но помню, как дед иногда дурачился: сажал меня на диван в его комнате и подставлял в мелодию совершенно дурацкие слова. Это было очень смешно. При этом исполнял он крайне артистично. Он очень хорошо чувствовал стих, поэтому с поэтами работал скрупулезно, долго, иногда семь шкур с них спускал. А песен пять у него есть на собственные стихи.

А вот рядовой советской песни Алексей Фатьянов научился писать стихи везде и на чем попало.

– С войны он всегда носил с собой в нагрудном кармашке наточенные карандаши. Как-то я нашла приглашение на имя Алексея Фатьянова и его жены Галины Николаевны на показ в Театр сатиры, а на нем – стихи, – делится внучка поэта.

 

Война – запретная тема

Не смогли мы не спросить, рассказывал ли Алексей Фатьянов дома о войне. Ведь пройти ему пришлось всю войну. Более того, в сентябре 1941 года он попал в брянский «котел». Это одно из самых страшных поражений в Великую Отечественную войну, когда немцам удалось окружить советские войска. Немногие вышли живыми.

В окружении оказался ансамбль Орловского военного округа, где служил Алексей Фатьянов. Ансамбль играл на передовой. В результате никто из музыкантов не бросил инструментов, а стал пробиваться к своим из кольца врагов. Если кто-то умирал, товарищи брали инструмент, чтобы донести его в часть. В пути они голодали, пили из грязной речки.

– Фатьянов не рассказывал о войне, это была закрытая тема в семье, – сказала Анна Николаевна. – Он очень часто встречался с однополчанами, но никогда не брал с собой ни бабушку, ни детей. Только три года назад раскрыли военные архивы. У меня, когда их читала, будто у слепого котенка открывались глаза. И сейчас я понимаю, почему Алексей Иванович никому не рассказывал, что там было: рядом умирали люди. Двоих ребят, которые с ним были в разведке, убило. Ему одному пришлось таскать сахар из подбитой машины, чтобы накормить им однополчан, поскольку не было никакой еды. Сам Фатьянов получил ранение.

Самое удивительное, как заметила Анна Китина-Фатьянова, после такого люди писали лирические, трогающие за душу песни.

– Даже если бы он написал одну песню «Когда весна придет, не знаю», уже остался бы в памяти людей. А ведь он написал 210 песен!констатировала она.

Беседовала Дарья Светланова

Фото Ирины Гладунко и из интернета

  • 017 (1527) 04.03.2020

Дата публикации

« Октябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Свежий номер

Свежий номер

086 (1596) 21.10.2020
Все видео


Партнеры


год2020 gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru