До 4 августа в «Арсенале» работает выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки». Проект дает старт программе культурных мероприятий в Нижнем Новгороде в рамках председательства России в объединении БРИКС в 2024 году.
Не этнографией единой
Выставка объединила 250 работ африканских и российских художников.
«До середины ХХ века искусство Африки воспринимали как этнографический элемент, лишенный эстетической ценности, — говорит куратор выставки Алессандро Романини, — а в последние годы его зачастую рассматривают как способ рассказать западной аудитории об опыте носителей иной культуры. Говоря «перевернутый», мы имеем в виду наш способ работы: мы дали художникам свободу самопрезентации».
Африканские художники не боятся экспериментировать, о чем свидетельствует новая экспозиция. Так, художник стрит-арта Янзи, например, использует технику разбрызгивания расплавленного пластика на поверхности холста. Художница и активистка Летиция Кай в детстве научилась делать сложные прически, а повзрослев, стала сооружать на голове целые художественные композиции. Сделанные из волос и зафиксированные на фото, скульптуры Летиции — мощное высказывание о проблемах расовой дискриминации, национальной идентичности, гендерного равенства и социальной справедливости (а не только экзотика, как может показаться на первый взгляд). Представил свои работы и Эль Анацуи, известный своими крупномасштабными скульптурами, состоящими из тысяч сложенных и смятых алюминиевых крышек от бутылок.
Арт-объект из… гранатомета
Гонсало Мабунда начинал в 1995 году, когда Христианский совет Мозамбика инициировал проект «Превращая оружие в мотыги»: граждане страны могли сдать оружие в обмен на сельхозинструменты. Оружие затем было передано художникам и превращено в арт-объекты. Мабунда придает антропоморфные формы или формы трона гранатометам, пистолетам и другим орудиям разрушения, что приобретает сильный политический подтекст и становится символом сопротивления.
Мозаики из гаджетов
Сильное впечатление на зрителей производят мозаики Дезире Муну Коффи. Художник создает панно, используя клавиатуры, экраны кнопочных телефонов, стекло, металл и пластик. Орнаменты, объемы и фактура позволяют добиться оптического эффекта. Коффи в своих работах размышляет на тему технологической революции, где человек становится похожим на машину и теряет свою человечность.
Елена Анисимова
Фото автора