День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Пакгаузы: чудо возрождения

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/pakgauzy-chudo-vozrozhdeniya#sigProGalleria4427689dff
joomlamodniyportal.ru

Уникальные ажурные металлические сооружения на Стрелке – пакгаузы – открыты для посетителей. Хотя этого могло и не случиться. Удивительную историю, связанную с обретением пакгаузов, рассказала обозревателю газеты «День города» подвижница их возвращения Нижнему Новгороду Татьяна Павловна Виноградова.

Справка

Татьяна Виноградова –профессор кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, почетный гражданин Нижнего Новгорода, многократный лауреат премии Нижнего Новгорода.

Выставки – двигатель прогресса

Татьяна Павловна, для многих людей Нижний Новгород – основательно поставленный город – из камня, на века. А пакгаузы – нечто изящное, ажурное, пусть из металла, но создающее впечатление хрупкого, легкого, летящего. На первый взгляд совсем не свойственного архитектуре Нижнего. Может быть, поэтому наши современники не сразу смогли распознать художественную ценность этих сооружений?

– Уникальные изящные конструкции, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь как пакгаузы, высоко оценили все, кто их смог видеть. Дело в том, что до недавнего времени мы их не знали, «открылись» пакгаузы и в полном, и в переносном смысле слова лишь в последние годы. Более ста лет стояли они на закрытой для посетителей территории Нижегородского порта, несли функцию конструктивных каркасов двух складских построек, профессионально называемых пакгаузами (от нем. Pack – тюк и Haus – дом). Увидеть и оценить эти металлические каркасы можно было лишь войдя внутрь помещений, снаружи их закрывали стены из силикатного кирпича, шифер и доски. Их открытию способствовала ликвидация порта на Стрелке.

Чтобы понять историческую и культурную ценность конструкций, обратимся к их истории. Началась история эта очень давно, еще в позапрошлом веке, а точнее в 1880 году, когда готовили Всероссийскую промышленно-художественную выставку в Москве на Ходынском поле, которая должна была отразить достижения страны за период царствования Александра II. Главное здание выставки, выполненное из стали и стекла, было огромным. В плане здание представляло собой кольцо с внешним диаметром почти 300 метров, внутри которого был разбит сад. Главное здание вбирало в себя восемь отдельных павильонов, расположенных вдоль радиусов и соединенных между собой двумя концентрическими переходами. В павильонах Главного здания, общая выставочная площадь которых составляла 35 тыс. кв. м (7675 кв. саж.), размещалось две трети всех экспонатов московской выставки.

Известные в России архитекторы и инженеры трудились над проектом Главного здания. Общий план и проекты фасадов выполнял выдающийся архитектор Александр Иванович Резанов (1817–1887). Кстати, именно Рязанов строил храм Христа Спасителя в Москве, а на нижегородской земле по его проекту возвели Свято-Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.

Окончательный проект Главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы Август Егорович Вебер (1836–1903) и Александр Степанович Каминский (1829–1903). Они же руководили строительством этого сооружения. И вновь открывается связь с нижегородской землей – в творческом списке А. С. Каминского значится освященный в 1903 храм преподобного Серафима Саровского в Сарове.

Выставка 1896 года

Особый интерес представлял металлический несущий каркас Главного здания. Его проектировали и рассчитывали два выдающихся инженера: Иван Алексеевич Вышнеградский (1832–1895) – крупный ученый-механик, изобретатель и государственный деятель и Герман Егорович Паукер (1822–1889) – блестящий военный инженер. Интересно, что и тот и другой в свое время были российскими министрами: Паукер – министром путей сообщения, а Вышнеградский – министром финансов (на этом посту его сменил С. Ю. Витте).

Неслучайно мы вспомнили Всероссийскую выставку 1882 года в Москве и ее Главное здание. История здания продолжилась. Теперь уже в нашем городе – в 1896 году оно оказалось в Нижнем Новгороде на следующей после московской Всероссийской выставке, отражающей время правления Александра III. Император, желая продемонстрировать миру рост и мощь российской промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также показать достижения науки и культуры, местом проведения очередной Всероссийской выставки по совету министра финансов Сергея Юльевича Витте избрал Нижний Новгород. 13 августа 1893 года в город прибыл Витте. Он объявил «высочайшую волю» императора открыть летом 1896 года в Нижнем Новгороде всероссийскую выставку. Для ее подготовки была создана особая комиссия под руководством самого Витте. Все расходы по организации выставки взяло на себя правительство, по предварительной смете они составили 4 321 200 рублей, по тем временам это были очень большие деньги. Для размещения будущей выставки был выбран в то время пустырь в Канавине, сегодня на его месте парк имени 1 Мая с прилегающими жилыми кварталами. По своей площади (более 80 гектаров) Нижегородская выставка превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве. Лучшие российские инженеры, архитекторы и художники были приглашены для проектирования и строительства выставочных павильонов. Согласно Положению о выставке готовить ее могли лишь свои, отечественные специалисты. Можно без преувеличения сказать, что вся русская архитектура конца позапрошлого века со своими стилями и направлениями получила на выставке свое отражение. Всего было построено 55 так называемых «казенных», или государственных, павильонов и 117 частных. Возведены они были за фантастический и по сегодняшним меркам срок – менее чем за два строительных сезона.

Все выставочные павильоны строились с нуля, за исключением одного – Главного, или, как его еще называли, Центрального здания. Оно единственное было не новымв целях экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным использовать Главное здание, сохранившееся в Москве от предыдущей Всероссийской выставки. Решено было металлический каркас, общий вес которого составлял 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать и в Нижнем Новгороде вновь собрать.

Павильоны купили пароходчики

Главное здание перевозят в Нижний Новгород. Каким образом?

– Задача была очень непростая. Понятно, что всю стальную махину разбирали на отдельные блоки. Перевозили по частям на железнодорожных платформах (железная дорога пришла в Нижний Новгород в 1862 году). В Москве работы по демонтажу Главного здания начались в мае 1894 года. 16 мая того же года состоялась закладка Всероссийской выставки в Нижнем. Разбирали постройку специалисты Санкт-Петербургского металлического завода, того самого, который изготовлял конструкции Главного здания для Москвы. Они же и собирали его в Нижнем. «Разборка здания в Москве, его укладка, перевозка, разгрузка на месте, новая сборка – все это потребовало работы, о размерах которой можно судить по объему здания. При тщательной переборке здания, простоявшего в Москве более десяти лет, пришлось откинуть до 2% металлического материала. Потребовался также довольно значительный расход на возведение в Нижнем Новгороде нового фундамента и на замену старых связей в кровле новыми; но все же удалось сэкономить на этом здании благодаря готовому материалу до 300 тысяч рублей» – это цитата из одного из выставочных изданий.

Архитектурный стиль здания, включая оформление его фасадов, было решено оставить в прежнем, московском, виде, т. е. таким, каким создали его архитекторы А. И. Резанов, А. С. Каминский и А. Г. Вебер. Несущий каркас был почти полностью сохранен, лишь центральный вход в здание, а это павильон со стороны главного входа на выставку, приподняли почти на три метра (на 10 футов), благодаря чему он стал более привлекательным в художественном отношении. Фасад павильона был обновлен архитектором профессором А. Н. Померанцевым (на выставке в Нижнем по его проекту были построены павильоны Царский и Средней Азии, а также здание Художественного отдела). В Нижнем Новгороде полностью сохранили и первоначальную функцию Главного здания. В его восьми радиально расположенных павильонах разместились экспонаты следующих отделов: Горного, изделий из волокнистых веществ, Художественно-промышленного, изделий фабричного, заводского и ремесленного производств. Внутри кольца, как и в Москве, был сад, а в его центре – Музыкальный павильон. Все торжества на выставке, ее открытие и закрытие, проводились в этом саду. Здесь бывал российский император с императрицей, выступал С. Ю. Витте и другие высокие персоны, здесь служили торжественные молебны. В этом саду собиралась публика на музыкальные концерты.

Хотелось бы привести описание Главного здания, сделанное очевидцем. «Судить о нем во всей его целостности нет возможности зрителю, находящемуся снаружи его; этому препятствует убегающая от глаза по всей бесконечной круговой линии фигура здания. Вид сверху издали также неполон вследствие ракурса круговой фигуры. Где бы зритель ни остановился, обходя здание, он видит перед собою только один из восьми павильонных фасадов и уходящие по окружности прилегающие стены. Общее впечатление получается во всей полноте лишь при обзоре постройки с внутреннего круглого двора. Тут глаз последовательно переходит с одного павильона на другой по всему просторному кругу сада. Все восемь павильонов Главного здания совершенно одинаковы по величине, фигуре и декорациям. Фасады их изящно-пестры, покрыты целым узором орнаментов. Весь двор – почти сплошной газонный ковер, усеянный цветочными клумбами. Около Музыкального павильона, превосходно устроенного в акустическом отношении, простирается громадное газонно-цветочное плато; сам павильон несколько приподнят и опоясан рядами скамеек, на которых заседает публика…»

Выставка в Нижнем была сезонной, работала с мая по октябрь. Когда ее закрыли, павильоны стали разбирать и распродавать. Ушло и Главное здание с его павильонами. Два из них оказались на Стрелке. Их купили пароходчики и стали использовать как складские помещения или пакгаузы. Обложили силикатным кирпичом, обшили досками, покрыли каркасы шифером… Узнать в них нарядные выставочные павильоны было невозможно.

Чудо инженерного искусства

Как вы поняли, что перед вами уникальные сооружения?

– В 2017 году, когда я вошла в пакгаузы, я была поражена, увидев эти конструкции. В то время, когда они возводились в конце XIX века, прокатный профиль существовал, но это были прокатные уголки. Из них возводились мощные колонны, при этом прокатные профили устанавливались по углам колон и соединялись между собой металлическими полосами-накладками. В результате получалась колонна – легкая, ажурная, но выдерживающая значительную нагрузку. Увиденный стальной каркас пакгаузов был похож на пальмы: колонны – их стволы, а арки покрытия ассоциировались с огромными прорезными листьями. Вспоминаю, что я стояла как зачарованная в этом дивном железном лесу. Ценность этих конструкций состоит в том, что они несут в себе навсегда ушедшую в прошлое высокую инженерную культуру. Наши выдающиеся предки – и Паукер, и Вышнеградский – спроектировали настоящее чудо инженерного искусства. Эти стальные кружевные конструкции представляют мировую ценность.

Каким образом удалось отстоять право на их существование?

– Я уверена, что объединение усилий единомышленников – это залог успеха. Усилий пришлось приложить немало. Были и сильные противники реставрации этих конструкций, призывали их разбирать, и как можно быстрее, и на их месте возводить новое, утверждали, что они старые и ржавые и вот-вот сами рухнут. На самом деле, конструкции с богатой историей находились в удовлетворительном с инженерной, технической точки зрения во вполне удовлетворительном состоянии. Это показала профессиональная экспертиза, проведенная крупными специалистами – моими уважаемыми коллегами по Нижегородскому государственному архитектурно-строительному университету под руководством профессора Андрея Александровича Лапшина, профессионала в области металлических конструкций, в то время ректора нашего университета. Светлая ему память, в сохранении уникальных конструкций его заслуга особой значимости.

Место отдохновения

Пакгаузы стоят рядом с собором Александра Невского, это место раньше подтоплялось. Но они сохранились. Кажется, территория Стрелки оберегается высшими силами…

– Действительно, это место сейчас не подтопляется. Изменился гидрологический режим. На старых фотографиях можно видеть, как по территории Ярмарки во время паводка передвигались на лодках. Все нижние ярусы домов были затоплены. Но это осталось в прошлом.

Какова дальнейшая судьба этих сооружений?

– Я испытываю большое удовлетворение от того, что эти уникальные конструкции живут. Вспоминаю свое счастливое состояние на первом концерте на Стрелке: в одном из пакгаузов был установлен каркас, покрытой парусиной, играл симфонический оркестр нашей филармонии, звучали дивные голоса больших оперных певцов. Это было чудо!

Когда обсуждалась возможность обустройства внутри пакгаузов выставочного и концертного залов, я воспринимала это решение с некоторой долей опасения. Боялась, что они могут утратить свою особую первозданность. Хотелось видеть конструкции незаполненными. Надо отдать должное разработчикам и исполнителем проектов – пространства и концертного, и выставочного павильонов исполнены талантливо, а вид на Стрелку и город из концертного зала меня восхитил. Это удачная находка! Зеркальная поверхность панелей, ограждающих павильоны, – тоже очень удачное решение. Отрадно, что проектировщики так бережно отнеслись к ценным конструкциям, визуально подчеркнув их уникальность и прелесть. Сегодня Стрелка с обновленными пакгаузами преобразилась. Здесь всем хорошо: кто-то гуляет вдоль новой набережной, кто-то занимается спортом, а кто-то пришел на вечерний концерт. Здесь люди разных возрастов, много молодежи и молодых родителей с детьми. А ведь всего несколько лет тому назад никому бы в голову не пришло, что на территории старого порта может появиться такой мощный центр всеобщего притяжения. Здесь простор, ничем не ограниченный, и, как отметил в свое время наш земляк писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, «мореподобная масса воды». Отсюда открывается дивный вид на наш любимый город.

Елена Анисимова

Фото Алексея Манянина,

а также из личного архива Татьяны Виноградовой 

  • 054 (1787) 22.06.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru