День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Отдых» акварелей

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/otdykh-akvarelej#sigProGalleriaee48bf58ec
joomlamodniyportal.ru

Для большинства посетителей любого музея отдел хранения – закрытая территория. Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) – не исключение. А между тем отдел хранения – самый большой в структуре художественного музея. В собрании НГХМ, к примеру, находится более 11 тысяч предметов, из которых экспонируется всего 500–600 произведений искусства. Остальные ждут своего часа в отделе хранения. О малой части фондохранилища Нижегородского государственного художественного музея рассказывает старший научный сотрудник музея, хранитель фонда графики Ольга Тихомирова. Почему альбомы художников никогда не экспонируются, а сами графические произведения выставляются в залах только в течение месяца? Особое внимание Ольга Тихомирова уделяет жемчужинам коллекций фонда графики, где находятся малоизвестные графические работы выдающихся русских художников Ильи Репина и Валентина Серова, а также редкие литографии и акварели.

Отказ от гонорара

Итак, как же организована музейная система хранения в музеях в принципе и в НГХМ в частности? В чем изюминка музейных хранилищ?

– Я хотела бы рассказать, как организована музейная система хранения в Нижегородском государственном художественном музее, – говорит Ольга Тихомирова. Первое правило – посещение фонда хранения допускается только со специального разрешения директора музея. Случайных людей здесь не может быть по определению. Чем же способно удивить ценителя изящных искусств фондовое хранилище графических работ?

– Валентина Серова мы знаем, прежде всего, как прекрасного живописца-портретиста, – говорит Ольга Тихомирова. – Гораздо меньше Серов известен как график. «Портрет Клеопатры с зайчиком» из запасников нашего музея показывает, каким виртуозным мастерством обладал художник. «Портрет Клеопатры с зайчиком» – жемчужина графической коллекции художественного музея». Другое украшение коллекции – «Портрет Ольги Макаровой» Ильи Репина. С этим портретом связана очень печальная история. Изображенная на картине модель – девушка 23 лет – была больна туберкулезом. Репин написал портрет за три дня до смерти модели. В итоге художник отказался от гонорара заказчиков за выполненную работу.

Отлежаться в фонде

В фонде графики художественного музея находятся три коллекции. Первая – оригинальные художественные техники – акварели, гуаши, карандашные наброски. Две другие коллекции представляют печатные виды графики. Это коллекция гравюр и коллекция литографий.

Гравюра – это очень кропотливая работа. На изготовление гравюр уходило более года. Каждая гравюра имеет свой тираж. Кроме отдельных произведений в коллекции НГХМ хранятся целые альбомы графических работ одного художника. К сожалению, музей не может показать все картинки альбома ни в постоянной экспозиции, ни на временной тематической выставке. Почему?

– Мы не можем разброшюровать альбом. Поэтому редко кому удается посмотреть альбом целиком, – объясняет Ольга Тихомирова.

Одни из самых интересных экспонатов фонда графики – акварели китайских художников XIX века, исполненные на тончайшей рисовой бумаге. Работы поступили в музей в довольно плачевном состоянии. В 1950-х годах китайские акварели отреставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря в Москве. Почему именно в 1950-е годы? Возможно, потому что это был один из пиков тесной дружбы СССР и Китая. Именно в те годы родился знаменитый лозунг «Русский с китайцем – братья навек».

– Задача реставратора – продлить жизнь произведению искусства, – говорит Ольга Тихомирова. – Например, закрепить его основу. В данном случае – ту самую рисовую бумагу. Подобные вещи разрешено экспонировать в течение месяца. Обычно на тематической выставке. После этого произведение должно отлежаться в фонде пять лет. Такие строгие предписания объясняются просто: под воздействием света, а также изменений температурного климата бумага делается более хрупкой и ломкой. Чтобы избежать этого, произведение должно, что называется, «отдохнуть».

Из запасников – в экспозицию

Еще один любопытный экспонат фонда графики – учебные рисунки детей нижегородских дворян Шереметевых Сергея и Николая, которые проживали в селе Богородском (ныне — город Богородск). Обучение изящным искусствам – один из элементов образования дворянского сословия.

Буквально каждый год на протяжении последних десяти лет в Нижегородском художественном музее проходят большие фондовые выставки. Причем некоторые работы при определенном стечении обстоятельств могут перекочевать из фондов в постоянную экспозицию. Так было, например, с живописной коллекцией русского авангарда начала XX века. В советское время живописные работы русских художников-авангардистов, мягко говоря, не приветствовались властями. Их считали чуждыми, отвлекающими от строительства социализма. Поэтому в запасниках многих провинциальных музеев нашей страны хранились картины, не востребованные временем. Например, в Горьковском художественном музее некогда хранилось в запасниках несколько живописных работ художников творческого объединения «Бубновый валет». В частности, картина «Море» Михаила Ларионова, «Город в Швейцарии» Ильи Машкова, «Хрусталь» «Бубновая дама» Ольги Розановой и другие. Сегодня работы классиков русского живописного авангарда – гордость основной коллекции НГХМ.

Подготовил Сергей Анисимов

Фото Николая Громоваедко кому

  • 024 (1646) 31.03.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru