День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Нижегородские театры: взгляд изнутри

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/nizhegorodskie-teatry-vzglyad-iznutri#sigProGalleriada27fa4c65
joomlamodniyportal.ru

10 июня «Центр 800» провел очередной «Публичный диалог» к 800-летию Нижнего Новгорода. На этот раз в рамках международной школы-лаборатории «Линии театра» эксперты и приглашенные жители города обсудили проблемы, традиции и перспективы нижегородских театров. Как пандемия коронавируса изменила нижегородские театры и возвращается ли сегодня зритель на спектакли? Почему существует некий разрыв между академическим и современным актуальным театром? Как привлечь на спектакли молодое поколение нижегородцев и гостей города, какие форматы театрального действа можно и нужно им предложить? Растит ли нижегородское театральное училище новых звезд? На эти и другие вопросы пытались получить ответы участники публичной дискуссии.

Воспитательная функция

Модератор дискуссии Андрей Вовк привел данные социологического опроса, посвященного досугу нижегородцев. Опрос провели представители Института проблем социального управления. Согласно социологическим данным, только 3 процента нижегородцев проводят свободное время в театрах и музеях. 23,5 процента опрошенных ответили, что практически не посещают театры, но в принципе готовы туда ходить. Несколько раз в месяц в театрах бывают те самые 3 процента жителей города. Назовем их «завзятые театралы». Их немного, но они самые преданные поклонники театрального искусства в нашем городе.

Создатель и художественный руководитель Центра театрального мастерства, актер театра «Комедия» Евгений Пыхтин считает, что в Нижнем Новгороде мало театров и мало театральных событий. «Если театров будет больше, будет больше театральных фестивалей, которые совместно займутся качеством постановок и привлечением зрителей. Картина изменится», – убежден Евгений Пыхтин.

Директор Нижегородского театра юного зрителя ТЮЗа Инна Ванькина отметила, что социология соответствует действительности. «Цифры меня не удивили. Я очень люблю фразу – счет на табло. В среднем люди ходят в театр полтора раза в год. Менеджмент любого театра в первую очередь должен побороться за те 30 процентов населения, которые вообще не ходят в театры. Но мы не должны превратить театры в сферу услуг. На некоторые спектакли билеты продаются лучше. Это комедии. Можно развернуть театры в эту сторону. Но для театра юного зрителя такой разворот – большая опасность. Потому что у нашего театра есть еще и воспитательная функция», – считает директор ТЮЗа. От себя добавим, что воспитательная функция входит (и всегда входила) в набор опций и других нижегородских театров.

Председатель Нижегородского отделения Союза театральных деятелей России, актер театра драмы имени А. М. Горького Сергей Кабайло напомнил результаты исследования журнала Forbes 2019 года. По посещаемости театров Нижегородская область не входит в число 20 первых регионов по России. По количеству театров мы на девятом месте в стране. «И вопросы не к зрителям, а к нам, в широком смысле слова. Наша задача – создавать единое театральное пространство. Творческая и организационная коллаборация – одна из главных задач руководителей и учредителей театров», – сказал Сергей Кабайло.По мнениюпредседателя Нижегородского отделения Союза театральных деятелей России, за последние 30 лет в Нижнем Новгороде утрачен институт главных режиссеров и художественных руководителей. Театрами руководят директора, которые «не хотят отпускать удачу». В том смысле, что, найдя удачную идею, пытаются эксплуатировать ее долгие годы. Не всегда успешно.

Вместе и заодно

Мнение Сергея Кабайло об исчезновении института художественных руководителей поддержал Евгений Пыхтин. «Именно отсутствие художественного руководителя в театре стала главной мотивацией создания Центра театрального мастерства», – сказал он.

Режиссер заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель московского театра «Современник» Виктор Рыжаков отметил, что посещаемость театров – вечная проблема.

«У вопросов, которые поднимаются в дискуссии, нет ответа. Театр – это модель мира. Какой сегодня мир, такой и театр. Какие мы – такой и театр. Театры у нас зачастую самодовольные и стеснительные. Они боятся шуметь», – считает столичный гость.

И дальше: «Как найти тональность, чтобы доверительно говорить со зрителем? Нужно идти общим фронтом. Театры должны быть вместе и заодно. В Нижнем Новгороде на протяжении многих лет были герметичные театры. Друг с другом не общались, чего-то делили. Театр – это способ коммуникации со зрителем. Если ее нет – надо искать. Театру помогать не надо. Ему не надо мешать. …«Комеди Франсез» – единственный во Франции театр, который имеет дотации от государства. Как национальное достояние. Все остальные живут на частные деньги. На деньги зрителей и спонсоров».

Билетов не достать

Большинство участников «Публичного диалога» признали, что в Нижнем Новгороде хорошая актерская школа. Но, по словам заместителя директора Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева Алены Окуневой, зачастую студенты оказываются невостребованными после окончания училища, так как в нижегородских театрах просто нет свободных ставок. С другой стороны, ничего страшного в этом нет. Выпускник училища 1951 года Евгений Евстигнеев тоже не нашел работу в родном городе. А потом его именем назвали училище.

«За последние пять лет в нижегородские драматические театры устроились всего пять-шесть наших выпускников, остальные разъезжаются», – сообщила Алена Окунева. С другой стороны, например, выпускники-кукольники очень востребованы в России. Потому что актеров театров кукол в нашей стране готовят всего в нескольких местах, включая Нижегородское театральное училище. Есть и другая проблема. Нижегородское училище – среднее учебное заведение, туда приходят после окончания девятого класса. Поэтому, по словам Алены Окуневой, много времени отдается не работе по специальности, а изучению предметов средней школы. Ну тут уж ничего не поделаешь. Тем не менее Нижегородскому театральному училищу есть чем похвастаться. В училище работает собственный учебный театр. Так вот, на спектакли учебного театра билеты раскупают за две недели! Проблемы поиска своего зрителя в учебном театре Нижегородского театрального училища не существует!

Что же делать? Алена Окунева считает, что театрам и училищам в нашем городе нужно объединяться. Как минимум – создавать единый интернет-портал, посвященный многочисленным и всесторонним проявлениям театральной жизни в Нижнем Новгороде. Идею поддержал и Сергей Кабайло, который рассказал о существующей концепции единого культурного портала.

Мария Гончарова, главный редактор The Village Нижний Новгород, напротив, считает, что без единого нижегородского театрального портала можно легко обойтись. И вот почему.

«Существует обычная театральная афиша. Есть мобильное приложение с афишей, где указаны все спектакли, идущие в нижегородских театрах. Если вы хотите превратить театральный портал в некий сервис, то такой сервис уже существует. Если же на таком портале будет присутствовать театральная критика, аналитические статьи и рецензии на постановки, их, скорее всего, захотят прочесть только те же три процента нижегородцев, которые ходят в театры», – уверена Мария Гончарова.

Учиться продавать

Многие участники дискуссии отмечали, что нижегородские театры недостаточно хорошо работают в соцсетях и привлекают зрителей, не всегда умеют продавать свои спектакли. Молодое поколение эффективных менеджеров еще более категорично. Молодежь считает, что проблема нижегородских худруков проста и банальна – они не умеют правильно продавать свое творчество! «Театрам нужно учиться зарабатывать деньги» – прозвучал известный тезис, который все знают теоретически, но не все – практически.

Слушатели дискуссии во время прямой трансляции в социальный сети «ВКонтакте» оставили комментарий относительно раннего начала спектаклей – в 18.00–18.30. Нижегородские зрители считают, что названное время начала многих спектаклей – это слишком рано. В выходные и праздничные дни – нет вопросов. Но в будни у большинства горожан только-только заканчивается рабочий день. Не многие готовы ехать прямо с работы в театр. Для абсолютного большинства представительниц прекрасного пола поход в театр – событие глобального масштаба. В театр ведь не пойдешь в чем попало. Нужно надеть (так заведено) лучшие наряды и украшения, а на это в будни банально не хватает времени.

У театральных администраторов существует веская причина для раннего начала спектаклей. Эта причина общеизвестна. По словам Инны Ванькиной, театральные представления в рабочие дни начинаются относительно рано только для того, чтобы зрители после окончания спектакля могли спокойно уехать домой на общественном транспорте.

Эксперты обсудили тему поддержки театров государством и развития частных театров. Тема эта неоднозначная. Виктор Рыжаков считает, что театры, живущие на дотации государства, в современном мире выглядят… не очень современно. Мол, рынок так рынок. Точка зрения как минимум дискуссионная. В ходе обсуждения в нижегородском Арсенале художественный руководитель знаменитого московского театра «Современник» не был поддержан нижегородцами. Наверное, когда-нибудь государственные дотации театрам исчезнут. Но не сегодня. В конце концов, Россия не Франция.

Напомним, что «Публичные диалоги» к 800-летию Нижнего Новгорода проходят каждые две недели. Анонс новых мероприятий и трансляции уже прошедших можно посмотреть в группе «Нижний 800» «ВКонтакте».

Подготовил Сергей Анисимов

Фото Алексея Манянина и Владимира Иванова 

  • 047 (1669) 16.06.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru