Справка
Иван Комаров – выпускник Театрального института им. Щукина, магистратуры ЦИМа и Школы-студии МХАТ («режиссура современного театра», мастерская Виктора Рыжакова, 2018). Назначен главным режиссером театра «Комедiя» в июле 2021 года. К тому времени Комаров уже имеет за плечами приличное портфолио – около двух десятков спектаклей, поставленных в разных театрах страны.
В творческом поиске
Иван Комаров – это постоянный творческий поиск, эксперимент, проба себя в самых различных жанрах и направлениях театрального искусства. Не всем это нравится. Отсюда и порой неоднозначные отзывы о спектаклях Комарова. От самых восторженных до негативных. Тем более хотелось посмотреть новую постановку Ивана Комарова, чтобы иметь собственное мнение о творчестве молодого режиссера. На пресс-показе показе спектакля «Несказки» Иван Олегович обратился к журналистам с просьбой: «Прошу не судить нас строго. Наш спектакль – это эксперимент. Мы пытаемся понять, что вам может понравиться».
Работа над постановкой шла совместно с шеф-драматургом театра Полиной Коротыч. За основу спектакля взяли шесть сказок Пушкина. Почему сказки Пушкина, а не, к примеру, басни Крылова или сказы Бажова?! Так и представляется, как на худсовете худрук обращается к актерам: «А не замахнуться ли нам, понимаешь, на Александра, так сказать, Пушкина?!» «И замахнемся!» – поддержал коллектив. И замахнулись.
Как заметил один из зрителей в отзывах: «Пушкин в гробу бы перевернулся, увидев, что сделали с его сказками». Здесь можно поспорить. Великий русский поэт, как известно, был новатором стихов и прозы. Пушкин одним из первых стал критиковать жесткие законы классической драмы, предусматривающие драматическое «триединство» (единство времени, места и действия). Кто не помнит, в классической драме действие должно проходить в течение суток, в одном месте с одной-единственной сюжетной линией. Работая над драмой «Борис Годунов», Пушкин высказался весьма категорично, заметив, что ничего не имеет против единства действия, но в рамках одного дня и одного места ему явно тесновато.
Поэтому, думаю, Пушкин был бы только за, если бы его сказки прочитали и рассказали как-то по-новому. Надо сказать, что Иван Комаров не первый, кто решил «похулиганить» со сказками Пушкина. Чуть раньше на сцене Московского театра Наций поставили спектакль «Сказки Пушкина» с Евгением Мироновым, пригласив для постановки многочисленных иностранцев. Главный автор идеи спектакля и его творец – американец Роберт Уилсон, который считается одним из корифеев современного театра. Авторы музыки – группа CocoRosie, исполняющая электронный психоделический фолк. Среди использованных сценографом театральных техник – китайский театр теней. Актеры загримированы под японцев. И ничего.
Жизнь как сон
Думаю, молодому автору захотелось заявить о себе очень громко. Жанр спектакля определить трудно. Это и комедия, и трагедия, и драма с великолепно поставленными отдельными музыкальными номерами. Спектакль-монолог, спектакль-диалог, театр художника (когда преобладают костюмы и детали интерьера). Есть элементы пантомимы, итальянского театра масок, панк, рок, рэп, народные танцы, балет, фэнтези – вот сколько всего. Одним словом, «мы спектакль слепили из того, что было». Понравилось или не понравилось? Отвечу так. Спектакль рассчитан на умного зрителя, который любит думать и рассуждать. Для людей начитанных, знающих. Сказки Александра Сергеевича нам пересказывать не стали. Зачем?! Мы и так их все наизусть знаем. Для автора и постановщика важен внутренний мир героев. Режиссер и драматург дают возможность каждому персонажу высказаться. Единого сюжета нет. Зато есть цепочка диалогов, монологов, перекрестных диалогов героев сказок. Начало действия просто феерично. Пушкин застрял в Болдине из-за эпидемии холеры. Смотрит новости по телевизору. Репортаж из Лукоморья ведет журналистка – Мертвая царевна. Рассказывает, что в период пандемии от того, что люди вынуждены находиться в замкнутом пространстве, у них обостряется восприятие, случаются нервные срывы, депрессия.
Далее мы видим, что у поэта тоже происходят перепады настроения. Он то радуется и танцует, то начинает хандрить, смотрит сериалы, поставленные по его сказкам. Спасают его от депрессии только песня «Натали» и сказки Арины Родионовны. Итак, действие – это сон Пушкина, во время которого его посещают герои сказок, рассказывают ему о своих переживаниях, беседуют друг с другом. Нет, это не больные фантазии. Просто сон. Сон здорового человека, мозг которого просто переполнен информацией. Взяв сновидения за основу действия, молодой режиссер пытается уловить то непонятное, до конца не изученное состояние человека во время сна. Сон – как переход от реальности к вечности, ежедневное умирание, когда мы не властны над тем, что видим. Попытка уловить, потянуть за ниточку и расшифровать все потаенные мысли нашего подсознания. Неслучайно родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд посвятил большое исследование именно сновидениям.
Ни времени, ни пространства
«Забудьте все, что вы знали о сказках раньше», – говорит молодой режиссер зрителям. А мы бы еще добавили: забудьте все, что вы знали раньше о пространстве, о времени, о действии, о законах жанра. Их просто нет.
Пространство. Спектакль разрушает каноны. Декорации отсутствуют. Сцена – это и экран телевизора, и черный квадрат Малевича, и распахнутые ставни избушки сказочницы. Периодически квадрат ярко освещается или выхватывает то одного, то другого персонажа сказки. А иногда прожектор направлен в зал, и трудно смотреть на сцену. Луч света как будто призывает зрителя посмотреть на себя и задать вопрос: а ты чем лучше персонажей, что живут на сцене?! Мастерская работа художника по свету Максима Бирюкова. Время. Его тоже нет. Один из героев – царь Дадон, воинственный царь-завоеватель, он же мафиози из фильма «Крестный отец», он же бандит из 90-х, исполняющий песню из сериала «Бандитский Петербург». Один герой, а сколько образов! Потому что ничто не меняется в этом мире. Уходят одни герои, им на смену приходят другие. Добро и зло вечны. Только принимают разные образы.
Время – варвар, время – разрушитель и никак не созидатель. Оно не щадит никого. «Пушкин! Гений! Наше все! Основатель русской словесности. Что от тебя осталось?! – восклицает Золотой Петушок. – «Пушкинская карта», и всё».
Театр – это праздник
Действие. Как уже говорилось, одной сюжетной линии в спектакле нет. Это спектакль-квест, спектакль-загадка, спектакль-поиск. У каждого героя свой образ, свой костюм, свой характер. Хочется угадывать, кто это, что хотел сказать этим автор. Вот отгадайте, кто это: «Пьет, курит, никогда не снимает шляпу?» – Боярский? – нет. Шляпник из «Алисы в стране чудес»? – Нет. – Наполеон? – Близко по времени, но все равно нет. А вот и не отгадали. Это Арина Родионовна. Сначала непонятно, почему именно такой образ. Потом вспоминаешь фразу «все дело в шляпе», и все встает на свои места. Пока няня в головном уборе, из нее, как у фокусника из шляпы, бесконечно льются сказки. Здорово, правда!
В общем, если любите разгадывать загадки, то это спектакль для вас. Безусловно, пять с плюсом актрисе, исполняющей роль Белочки. Какая мимика! Какой прыжок! А как грызет орешки! А как трещит! Это и белочка Первого канала в новогоднюю ночь, и белочка из «Ледникового периода»… В интервью одному нижегородскому СМИ Иван Комаров рассказал, каким бы он хотел видеть наш театр «Комедiя». По его словам, театр – это праздник. Спектакли должны быть проникнуты глубоким психологизм. Это мы и увидели в спектакле. Буйства красок «Несказкам» добавили костюмы и сценография художника-постановщика Юлии Ветровой, музыкальное оформление композитора Романа Жаурова и свободная, живая хореография Анны Закусовой. Поздравляем каждого актера, занятого в постановке. Все они в этом спектакле открыли в себе что-то новое и неизведанное: Александр Калугин, Ольга Бубнова, заслуженная артистка РФ Елена Ерина, Игорь Смеловский, Валерий Еруков, Иван Гапонов, Алена Щеблева, Юлия Палагина, Дмитрий Кальгин, Алина Гобярите, Светлана Тюльпанова, Екатерина Соколова, Руслан Строголев, Мария Оболенская, Екатерина Сергеева, Алена Баранова, Владислав Тарнов, Илья Попенков, Елена Ербакова.
Отзывы зрителей
Надежда Вдовченко: «Поздравляю артистов и всех причастных к созданию этого необычного действа! Я обеими руками за такую свежую струю, поражаюсь фантазии авторов и все принимаю, потому что главное до зрителя донесли авторы – нельзя оставаться равнодушными в нашей действительности, а то, что это донесено таким необычным образом, так все жанры хороши кроме скучного, а скучно не было никому!»
Ольга Бакулина: «Сочный, необычный, интересный, яркий, харизматичный, обо всем и ни о чем, о всех нас и ни о ком, о вчера, сегодня и завтра. Яркие персонажи, потрясающий свет, очень впечатляющая сценография».
Валерия Еропкина: «Спектакль хорош! С мощным объединительным началом на всех уровнях: общечеловеческом, межнациональном (славянском, позволительно так будет сказать), семейном, возрастном. Это так по-пушкински! В традициях его (и нашего) великого гуманизма. Создателям огромное спасибо за отменное чувство юмора, с которым поданы самые серьезные проблемы!»
Катерина Яковлева: «Первое действие немного взорвало мозг, много тем смешанных воедино, какофония сюжетов, а во втором, для меня все развернулось! Очень интересный и многослойный замысел. Явно с психотерапевтическим подтекстом. Для тех, кто «был там», я про терапию, все очень понятно и отображает современную действительность. Осталось хорошее послевкусие. Рекомендую!»
Елена Анисимова
Фото Алексея Манянина