В преддверии празднования 803-го дня рождения Нижнего Новгорода в центре культуры «Рекорд» открылась выставка художницы Марины Новосельской «Монологи старого города». Тридцать живописных работ, посвященных старому Нижнему.
Справка
Марина Новосельская – художник и дизайнер. В 2000 году окончила Нижегородское художественное училище, после чего работала графическим дизайнером. С 2017 года ведет активную выставочную деятельность.
Сквозь призму времени
Нижний Новгород на картинах художницы представлен сквозь призму важных событий, которыми наполнена история улиц и зданий. Автор воссоздает атмосферу старого города посредством некой имитации старой фотографии, используя технику масляной живописи.
Первое впечатление – перед нами оцифрованные и раскрашенные снимки Нижнего Новгорода известных фотографов начала прошлого века. Однако при ближайшем рассмотрении, оказывается, все далеко не столь однозначно. Перед нами оригинальные картины, где угадывается своеобразный авторский стиль. Работы «по мотивам» фотографий, а вовсе не банальное копирование.
– Очень долгое время мы с мужем занимались родословной нашей семьи, оттуда и появилась любовь к старому Нижнему, – говорит Марина Новосельская. – Мы изучали фотографии Дмитриева, Зевеке и Карелина, из этого я черпала вдохновение.
В советском телевизионном фильме «По семейным обстоятельствам» мама художника, которого играл наш земляк Евгений Евстигнеев, посылает своего сына «рисовать старую Москву, пока ее не снесли». Чтобы потом картины ее сына имели не только художественную, но и историческую ценность – там нарисовано то, чего уже нет в реальности. Здесь похожая история.
– Город меняется очень быстро, и многие старинные здания сейчас, к сожалению, утрачены, – замечает художница. – Но это наша история, и хочется, чтобы мы ее помнили.
Монохромная живопись
Самые ранние из представленных картин написаны в 2020 году. Одиннадцать работ написаны в этом году. Можно выделить два направления в творчестве Марины Новосельской. Первое – монохромные (одноцветные) иллюстрации старой архитектуры Нижнего Новгорода, не совсем черно-белые, а в несколько приглушенных цветовых тонах. Второе – красочные полотна, где автор дает волю фантазии, рисует и старые дома, и какие-то исторические образы.
По словам Новосельской, монохромные картины – это ее авторский стиль, который родился не сразу, а в долгих поисках своего направления в живописи. Интерес появился еще когда она, будучи студенткой, ходила на пленэры по историческим местам Нижнего Новгорода, изучала стили в архитектуре и делала зарисовки.
– Цели просто скопировать старые фото не было. Была цель – отобразить дух древнего города, – говорит Марина Новосельская. – Интерпретировать в живописи прообразы старых фотографий с видами Нижнего. Опытные люди посоветовали мне придерживаться выбранного направления. Потому что сейчас так никто не пишет.
«Сейчас так никто не пишет»
А после выбора творческой ниши ей стало интересно, как разные художники интерпретируют архитектуру.
– В какой-то момент я попробовала ввести цвет в картины с кусочками внутреннего интерьера здания, которое изображено, – продолжает автор. – Показать дух знакового для города места. Пошло такое совмещение всего и вся на одном полотне. Первая картина в таком ключе – Государственный банк на Большой Покровской. Вторая – восстановленная церковь Иоанна Предтечи на Скобе с живописными фантазиями на тему «Воззвания Козьмы Минина» (на фото). Все видели картину Маковского. Мы с мужем сходили специально несколько раз в музей вдохновиться знаменитым полотном. В итоге появилась идея написать церковь, восстановленную на месте предполагаемого воззвания Минина к нижегородцам в 1612 году. Опять же – показать дух исторического места, где сегодня постоянно проходят городские праздники.
Символы и смыслы
По словам куратора выставки Карины Лукьяновой, в картинах Новосельской, как бы проступая из полотна и обрамляя, размещаются узнаваемые символы эпохи.
– На некоторых полотнах художник изображает материальные артефакты: афиши и вывески, в которых мы узнаем дореволюционный алфавит, одежду, соответствующую моде прошлого. На других мы видим фрагменты интерьеров или символы, связывающие нас со смыслом изображаемого, – отмечает куратор проекта.
– Я очень рада, что именно в «Рекорде» открылась моя персональная выставка, – говорит Марина Новосельская. – Восемь лет назад я впервые выставила свои работы в ротонде – это была совместная выставка молодых художников. Тогда я показала свои первые работы, связанные с Нижним Новгородом. Они отличались от того, что сейчас пишу. Сохранилась лишь любовь к городу.
Елена Анисимова
Фото автора, а также из архива Марины Новосельской