День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Леонид Большухин: «Язык хочет быть художественным»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/leonid-bolshukhin-yazyk-khochet-byt-khudozhestvennym#sigProGalleriace6a790e94
joomlamodniyportal.ru

На прошлой неделе в России отмечались один за другим День славянской письменности и культуры, День филолога и День библиотек. Своими соображениями о значении литературы и чтения в жизни современного человека с читателями «Дня города» делится один из наиболее авторитетных филологов Нижнего Новгорода Леонид Большухин.

Справка

Леонид Юрьевич Большухин. Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, факультет гуманитарных наук, департамент литературы и межкультурной коммуникации. Научно-педагогический стаж – 34 года. Лучший преподаватель НИУ ВШЭ последних трех лет.

Магазин как портал

Леонид Юрьевич, поколение, которое получило высшее образование в советское время, принято называть литературоцентричным. Насколько изменилось отношение к чтению у нынешней молодежи?

– Время от времени я задаю себе вопрос, а зачем вообще нужна филология? Может быть, действительно, стоит прислушаться к мнению, которое звучало всегда, а в последнее время особенно громко, что не нужны в таком количестве гуманитарные кафедры в современной образовательной системе. Да, мы видим, что в последние годы локации книжных магазинов меняются – одни закрываются, другие открываются. Но мы не видим пустующих книжных магазинов. Люди каждый день туда приходят, что-то выбирают, просматривают, покупают, разговаривают о книгах, и жизнь книжного магазина как важного портала между писателями, поэтами, филологами и читателями ведет активное существование. К этому можно добавить интернет-магазины. Все это говорит о том, что литература востребована, значит язык живет не только в своем повседневном бытовом существовании. Язык хочет быть художественным, явлением высокого искусства.

Книга на вымытом столе

Если говорить о студентах, то, действительно, советские молодые люди были более литературоцентричны. Но не нужно обманывать себя и создавать несколько упрощенную картину общества, где читали все. В годы нашей молодости, в 70–80-х годах, книга имела особую социальную ценность вне зависимости от того, читали ее или нет. Наличие книги дома было знаком некоего социального статуса. Это было модным, и многие из тех, кто покупал книги, просто ставили их на полку. В 70–80-е годы выходило большое количество массовой литературы. Книги Александра Дюма-отца (не хочу обидеть писателя) были наиболее востребованными у советских граждан. Тогда существовала практика – сдав 20 килограммов макулатуры, можно было получить заветный томик «Трех мушкетеров». И люди выносили из дома даже дореволюционные издания и уникальные журналы в обмен на популярные книги. Поэтому говорить о литературоцентричности как о тотальном явлении, наверное, было бы неправильно. Но у людей с широким кругозором всегда было огромное желание читать, вызванное и дефицитом подлинной литературы, и большим количеством ограничений, сформировавших особую установку – искать то, что можно прочитать. Это было отдельной формой существования. Роман «Мастер и Маргарита» давался на ночь друзьями, у которых он стоял в библиотеке – сделанный на копировальной машине и прошитый вручную, – и человек читал дома книгу на тщательно вымытом столе, чтобы ее не испачкать, а утром возвращал хозяину – с восторгом, но с абсолютным хаосом в голове и мало что понимая в прочитанном.

Мне грезилось в конце 80-х годов, что следующее поколение будет более счастливым, потому что то, к чему мы буквально «прогрызались», особенно в провинции, можно будет получить беспрепятственно. Однако первое, что я увидел уже в 90-е годы и потом наблюдал позднее, – массового всплеска чтения не произошло. Более того, если говорить о русской литературе на рубеже тысячелетий, мы попали в ситуацию, когда многое из того, что прежние поколения считали необычайно ценным, художественно ярким, остроумным, современников перестало занимать. В качестве примера можно привести книги Ильфа и Петрова, которыми зачитывалась советская интеллигенция и которые сегодня читают единицы. Так же как и роман «Мастер и Маргарита», утративший свое очарование, ту таинственность, которые он имел для предыдущих поколений.

Навигационные функции

Хотя говорить о том, что сегодня люди перестали читать, было бы заблуждением. В XXI веке у книги появилось огромное количество конкурентов. Это все цифровое пространство – от компьютерных игр до визуальных возможностей соцсетей. Но я бы ни в коем случае не строил пессимистических прогнозов только на основании того, что сегодня литература – одна из локаций культурной жизни. В свое время и первый тираж «Евгения Онегина» Пушкина, уже признанного гения, составил всего 1200 экземпляров, из которых не все были проданы. А это значит, что в стране, которая уже тогда насчитывала немало грамотных людей, «Евгения Онегина» прочитали не более двух тысяч человек. Тем не менее русская культура существовала, давала ярчайшие явления, общество развивалось. С другой стороны, сегодня на современного филолога возлагается большая ответственность. Именно филолог должен помочь читателям разобраться в огромном потоке издаваемой литературы, обрести действительно что-то художественно ценное. Именно навигационные функции филологии, литературной критики, научных статей, просветительской публичной деятельности становятся чрезвычайно важны. Набирает силу такое явление, как библиотерапия. Современные психологи используют чтение как очень важный инструмент борьбы с различными психическими расстройствами, неврозами, отклонениями. Одним словом, литература живет.

Чтение поневоле?

В советское время считалось, что наша страна – самая читающая в мире. Люди читали книги на скамейках в парке, в общественном транспорте. По вашим ощущениям, мы действительно были самой читающей страной или это скорее некий пропагандистский миф?

– Любовь к чтению, которая сохранялась в СССР до конца 80-х годов, была последним эхом того глобального революционного проекта, который задумывался в России, когда страна хотела создать нового человека, мыслящего, творческого, стоящего выше пошлости, мещанства и примитивности жизни. Любовь к чтению удалось привить. Но нужно помнить, что советский читатель был отрезан от огромного количества литературы и был обречен читать намного меньше, чем мог бы. В итоге читали всякую ерунду. А также нужно принимать во внимание, что у советского человека не было возможности для самостоятельной деятельности – заниматься бизнесом, например. А энергии было много. Книга становилась своеобразным заместителем подлинной жизни. И как только жизнь предложила проявить себя в действительности, читать стали меньше. Люди практического склада признаются, что им некогда и не нужно читать, они дело делают. Хотя, пройдя начальный этап насыщения деятельностью, реализовав себя в какой-то практической сфере, многие начинают испытывать какую-то не осознаваемую ими тоску. Это явление не повсеместное, но тоже реакция на мир, в котором все в практическом плане состоялось или налажено. Мне приходилось видеть, как люди уже состоявшиеся, успешные тянутся к литературе, возвращаются к литературе. А советский человек, действительно, был человеком читающим, но читающим, я бы сказал, поневоле.

Прагматичная молодежь

В наше время на филфаках попадались случайные люди. Считалось, что литература и русский язык – это проще и понятнее, чем высшая математика и сопромат. Сейчас по-другому?

– У сегодняшних студентов меньше корыстного интереса к литературе, который наблюдался у предыдущих поколений, когда заниматься литературой (конечно, далеко не у всех) было безусловным счастьем и подарком судьбы. В советское время модель социальной жизни была такова, что, поступая на филфак, ты на 90 процентов знал, кем будешь работать, а именно учителем русского языка и литературы. Это было главная сфера деятельности, учитывая еще существование такого института, как распределение студентов и обязательная отработка в течение трех лет в школе, куда тебя направят. Это снимало вопрос о том, что дальше делать и кем быть. Сегодняшние студенты более прагматичны. Идут учиться, думая о практических навыках, которые получат для дальнейшей жизни. Того интереса к универсальному образованию, квинтэссенцией которого было занятие философией, сегодня нет. При этом мы видим, что общий вектор развития общества во всем мире – гуманитарный. В постиндустриальном обществе слово играет гораздо большую роль, чем когда-либо. Своим студентам я время от времени повторяю одну, может, не совсем остроумную шутку, что филологов, стоящих на паперти, я еще не встречал. Филолог обладает высокой способностью адаптации к разным сферам деятельности, потому что его учат думать, понимать, анализировать, излагать свои мысли и создавать новое, потому что филолог – это творческая профессия. Сегодня студенты – выпускники филфака успешно адаптируются в социальной реальности.

Преподавание в вузах любого профиля в советское время считалось престижным еще и потому, что ученым в СССР платили достойную заработную плату…

– Действительно, тогда зарплата доцента была больше, чем средняя зарплата по стране, не говоря уже о зарплате профессора. Материальный фактор был весомым в обществе, где принцип уравниловки доминировал. Государство к ученым относилось с большим уважением. Это тоже часть утопии, которая составляла суть советской идеологии. В 90-е годы все опрокинулось – большое количество талантливых людей покинуло вузы, потому что жить на те деньги, которые платили, было невозможно. Преподаватели продавали свои знания в качестве репетиторов, и это спасало и до сих пор является хорошим источником заработка. Система оплаты, построенная на оценках работы за пределами субъективных, в вузе, где я сейчас преподаю, позволяет обеспечивать стабильный комфортный уровень существования. Хотя нужно осознавать, что если ты идешь в науку, то идешь работать не за деньги. Хочешь зарабатывать – иди в IT, учиться торговать, добывать нефть и газ. А для ученого деньги не могут быть целью по определению.

Елена Анисимова

Фото Алексея Манянина

  • 050 (1908) 31.05.2023

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru