День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Кривдинск Геннадия Урлина

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/krivdinsk-gennadiya-urlina#sigProGalleriafd9453fc0a
joomlamodniyportal.ru

В НГХМ (Кремль, к. 3) до 14 июля работает выставка Геннадия Урлина. Это первая персональная экспозиция нижегородского художника и, к сожалению, посмертная. Геннадий Урлин ушел из жизни в январе этого года. На выставке представлено более 50 произведений живописи и графики из частных собраний.

Гоген из Горького

Знакомство с творчеством незаурядного художника – настоящий подарок для человека, ценящего искусство. Полотна Геннадия Урлина дают богатую пищу для ума и для сердца. Одни картины полны страсти и душевного огня, другие пронизаны грустью и светлой печалью. Третьи написаны с юмором и мальчишеским задором, а четвертые хранят загадку.

Геннадий – один из инициаторов создания объединения молодых художников «Черный пруд». Сам себя в шутку называл Гена-Гогена. Друзья, отдавая дань уважения таланту художника, стали называть его «Гогеном». Под этим негласным псевдонимом «Гоген» стал известен в кругах неофициального искусства города Горького.

В творчестве Геннадия Урлина, безусловно, четко прослеживаются традиции русского авангарда. Интересно, правда, где художник смог познакомиться с картинами русских художников-авангардистов, если в годы советской власти они были под запретом. Искусствовед Анна Гор в одной из своих статей, посвященных сообществу «Черный пруд», пишет: «Реальным наставником для многих чернопрудовцев был Валерий Алешин, учитель рисования в одной из автозаводских школ… Алешин жил в системе поэтических образов и мог их транслировать через тексты визуальные и стихотворные. И когда с ним стали общаться молодые горьковское неформалы, они почерпнули в его творческом методе самое, быть может, главное – как, изобразив простое, показать сложное. Говоря профессиональным языком – систему построения образа, создание емкой метафоры, заряженность эмоцией через экспрессию живописной поверхности».

Балахнинский период

Как художник Урлин стал тем, кем он стал? В 1973 году Геннадий окончил Горьковское художественное училище. Уже во время учебы стал приверженцем взглядов, противоречащих принципам традиционной реалистической художественной школы. «Свободный художник» долгое время работал дворником, сторожем, оператором котельной. В общем, полный набор для авангардного художника эпохи развитого социализма. В середине 1980-х годов Урлин – активный участник квартирных выставок горьковского андеграунда. После успешного «чернопрудовского» периода, принесшего художнику известность, в начале 1990-х годов выбрал путь индивидуалиста. Позже, пережив тяжелый разрыв с женой, переехал в Балахну. Здесь в 2000-х годах написал свои лучшие произведения, выработав индивидуальный изобразительный язык и создал свой мир, который часто стал называть КRIVDИNSK как антипод Правдинску, микрорайону Балахны.

«Новая готика»

В экспозиции представлены произведения живописи и графики разных лет: от ранних работ-экспериментов начала 1980-х до последних полотен конца 2010-х. Свой стиль Геннадий Урлин называл «новой готикой». В оригинальном стиле художника улавливаются элементы псевдоготики с присущей ей карнавальностью. В картинах Урлина изображаемое нередко имеет отсылку к средневековым образам – прекрасным дамам, предметам интерьера (кубки вместо бокалов на столах, старинные кинжалы, вазы).

Пространство искривляется, напоминая витражи в готических соборах. Цвета неестественные. Иногда тени дополняют профиль человека до целого лица, становясь его вторым «я», его внутренним, невидимым миром. Да и сам мир словно склеен из множества зеркальных осколков, где нет правды. Символичны буквы, слова, стихи, которые зачастую Урлин органично вплетает в художественное пространство. Постмодернистская игра в слова заметна даже в названиях картин: «Дядя Саша, не будь с котом», «Уст алый апрель», «Утро стрелецкой каzhи» (изображена груда тарелок с недоеденной кашей). Некоторые предметы переходят из одной картины в другие, принимая новые смысловые оттенки. Например, отрезанное ухо Ван Гога из графической карикатуры мы увидим еще и в картинах «Натюрморт», где оно уже – половинка яблока, и в картине «Завтрак для двоих», где «ушки» разбросаны по столу в качестве угощения. Художник неоднократно обращается к образу распахнутого окна с вазой на подоконнике. В последнем варианте ваза парит в воздухе, а роса на лепестках цветов напоминает рассыпанные по небу звезды.

По заветам «Черного пруда»

По словам куратора выставки Натальи Соколовой, в живописи Урлина обычный мотив всегда обогащен оригинальным видением предмета. «Смелые изобразительные приемы, привносящие в образы мрачно-юмористические оттенки, трансформируют в композициях окружающий мир с его обитателями в необычную страну кривых зеркал», – говорит Наталья Соколова.

В настоящее время большинство художественных произведений Геннадия Урлина находится в частных российских и зарубежных коллекциях и в музейных собраниях (Чебоксары, Нижний Новгород). Увидеть работы Урлина все вместе – редкая возможность для нижегородцев и гостей города. Не пропустите!

Елена Анисимова

Фото автора и из открытых источников 

  • 053 (2030) 11.06.2024

Дата публикации

« Сентябрь 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Свежий номер

Свежий номер

080 (2057) 11.09.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru