День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Комедия помогает жить»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/komediya-pomogaet-zhit#sigProGalleria0f7f11294e
joomlamodniyportal.ru

На минувшей неделе Нижний Новгород гостеприимно распростер объятия гостям первого всероссийского моножанрового театрального фестиваля «Комедiя-фест».

Жанр востребован

В обращении к участникам фестиваля мэр города Юрий Шалабаев отметил: «Четыре нижегородские сцены стали площадками для десяти спектаклей, которые представят театральные коллективы из разных регионов России. Все постановки отличает своеобразие и самобытность, собственное метафоричное видение мира и действительности, объединяет же их одно – все они решены в жанре комедии. Этот жанр требует актерского мастерства, искренности и открытости, ведь чтобы заставить зрителя улыбаться и смеяться, нужен настоящий талант». На пресс-конференции директор департамента культуры Нижнего Новгорода Светлана Гуляева объяснила, почему важно проведение фестиваля в этом году: «Символично, что по решению главы города Юрия Шалабаева идею удалось реализовать в юбилейном для театра 2022 году (весной театру исполнилось 75 лет). Уже на старте «Комедiя-фест» оказался востребован и получил отклик со всей страны: более 60 театров от Архангельска до Геленджика представили на конкурс свои спектакли. Благодаря фестивалю у нижегородцев будет возможность увидеть лучшие из них. От отклика зрителей во многом будет зависеть, станет ли фестиваль комедии в Нижнем Новгороде традиционным».

Давняя мечта

«О фестивале я начал мечтать в марте 1999 года, когда наш театр еще работал в старом здании на улице Рождественской, – рассказал директор театра «Комедiя» Дмитрий Коновалов. – На Грузинской только-только начиналась стройка. Давняя мечта наконец-то начинает сбываться, чему я очень рад. Ведь комедия – очень богатый и разнообразный жанр. Наша Талия, одна из девяти муз, ничем не хуже других, а может быть, даже лучше. Статуэтка музы – приз нашего фестиваля. Это авторская работа нижегородского скульптора Вячеслава Потапина, и сделана специально для «Комедiя-фест». Наш комедийный фестиваль имеет две серьезные цели. Первая – встреча нижегородских зрителей с новыми театральными коллективами, с новыми комедиями, с новыми режиссерскими работами, с новыми техниками, методиками постановки. Для гостей фестиваля это новые сцены, новые зрители, покорить которых – тоже своего рода вызов. Вторая цель – выстроить отношения между театрами, чтобы затем обмениваться гастролями, участвовать в творческих лабораториях, проводимых в театрах, завязать творческие связи, которые в итоге дадут развитие и театрам, и в целом жанру. Наше дело благородное. Комедия помогает жить, преодолевать многие трудности».

Заставить плакать легче

«Заставить человека плакать гораздо легче, чем заставить смеяться, потому что болевые точки у всех одинаковые, а чувство юмора – разное, – подчеркнула член жюри фестиваля Ольга Никифорова. – Над чем мы смеемся – трудно сформулировать и тем более записать, еще сложнее – создать пьесу, над которой бы зрители смеялись. Я надеюсь, что «Комедiя-фест» будет пользоваться успехом и у театров страны, и у театров мира, потому что поставить действительно хорошую комедию очень сложно, но все-таки возможно».

В фестивальной афише кроме классических комедий были представлены различные варианты жанра: трагифарс, театральный анекдот, моноспектакль, опера и феерическое шоу. На четырех нижегородских сценах – большая и малая сцена театра «Комедiя», театр «Вера», Дом актера – свои лучшие спектакли показали драматические театры из разных городов России. В афишу фестиваля вошли два муниципальных театра Нижнего Новгорода: театр «Комедiя» и театр «Вера». А еще были обсуждения спектаклей с участием членов жюри, ведущих театральных критиков, режиссеров и актеров театров, мастер-классы и лекции.

Испытание смехом

«Подготовительная работа перед фестивалем была проделана большая, – говорит Дмитрий Коновалов. – Экспертный совет просмотрел 63 спектакля. Оценка шла по целому ряду критериев: творческой и эмоциональной составляющим, новизне постановки, зрительским ощущениям, новизне декораций. В результате отобрали 20 спектаклей с самыми высокими цифрами. Из 20 спектаклей выбирали те, которые можно сыграть на сценах театра «Комедiя» и других фестивальных площадках. Потому что адаптация очень важна – встанет ли спектакль на сцену или нет. Безусловно, критерии эти субъективные, и эксперт берет на себя смелость оценивать спектакль по своим ощущениям. Главным же критерием была все-таки способность рассмешить зрителя. Спектакли оценивали очень квалифицированные люди».

Председатель экспертного совета театральный критик Павел Руднев, фигура знаковая для театральной среды, отмечает: «Будем честны: роль комедии в современном российском мире невелика. Беззубого, неопасного смеха много. А вот умного смеха, который выполняет свою функцию: выжигать пороки и, смеясь, расставаться с прошлым, – мало. Сейчас такое время, когда мы не очень любим смеяться над собой. А смеяться эффективно можно только над собой – это и лечит, и исправляет, и совершенствует. Смеяться над другими – пошло и подло. У выдающегося филолога Михаила Бахтина была прекрасная формула: истинные ценности выдерживают испытание смехом. А неистинные – нет».

Буффонада с Достоевским

Девять пьес в жанре комедии. Фестиваль открывал спектакль государственного академического театра имени И. С. Тургенева (Орел) по пьесе К. Гольдони «Синьор Тодеро-Брюзга» (режиссер Владимир Хрущев). Комедия дель арте (комедия масок) с простым сюжетом – счастью влюбленных мешают старики, но на помощь молодым приходят проворные и хитроумные слуги. В итоге старики посрамлены, зрители потешаются над незадачливым старшим поколением, переживают за влюбленных и удивляются проделкам слуг. Народный, площадной юмор, отличная музыка, прекрасная импровизация артистов. Наверное, это и нужно в наше непростое время. После просмотра спектакля состоялось обсуждение постановки жюри и критиков. По мнению специалистов, сегодня зрители с трудом воспринимают текст пьесы XVIII века. Как сохранить такую сиюминутную вещь, как юмор? Шутки устаревают, но решением может стать определенного рода «переписывание», обновление материала. Также в ходе обсуждения отметили смелость театра, обратившегося к не самой популярной пьесе Карло Гольдони.

Дискуссия о спектакле Пермского ТЮЗа «Две дамочки в сторону Севера» (режиссер Алексей Тишура) затронула прежде всего проблему выбора материала. Мнения о пьесе француза Пьера Нотта разделились, не всем членам жюри она показалась удачной. Но отметили отличную постановку массовых сцен. В разговоре о спектакле «Чужая жена и муж под кроватью» театра ФЭСТ (Мытищи) члены жюри акцентировали внимание на прекрасных актерских работах, физической форме артистов, соответствии смыслов постановки пластическому рисунку. Особо отметили Александра Башкирцева, который сыграл сразу две роли: Ивана Ильича Творогова и Старика. Театровед и драматург Ольга Никифорова говорила об умении режиссера разнообразить выбранный прием, включить в действие театр теней и акробатику.

Гоголь, Шекспир и другие

Настоящий «площадной» Шекспир – громкий, шумный, с танцами, драками, песнями и любовью – зрители увидели в спектакле «Двенадцатая ночь, или Что угодно» «Ведогонь-театра» (Москва). Квартет «Мэри – сэр Эндрю Эгьючик – дядюшка Тоби – Фесте» не стеснялся ни в шутках, ни в выражениях и к финалу спектакля определенно стал любимцем публики. Оправдало спектакль и название «Что угодно» – действительно, в нем нашлось место фехтованию, танго, Элвису Пресли, частушкам и многому другому. Но главное – нашлось место юмору и мощной энергетической отдаче, которые вызвали в зале самый живой и горячий отклик!

Яркой и зрелищной оказалась комедия Большого драматического театра города Тюмень «Только для женщин». Зрителей рассмешила трогательная история о работягах, которых выбросили на улицу после закрытия завода. На ум пришло простое решение – сделать стриптиз-шоу. Но путь к славе оказался не так легок. Финальное феерическое шоу «Разъяренные носороги!» развеселило всех до слез.

На малой сцене артисты Оперно-драматической студии Ивана Поповски (Москва) представили «небольшую оперу» «Женитьба» по пьесе Гоголя на музыку Ипполитова-Иванова и Мусоргского. Опыт по адаптации оперы к камерному пространству показался критикам удачным и невероятно смешным. Режиссер Михаил Сабелев нашел множество остроумных решений и позволил молодым артистам на полную катушку куражиться, проявляя актерский темперамент. Женихи выглядели один уморительнее другого, решительности свахи хватило бы на каждого мужчину в зале, а Кочкарева, ловко прыгающего в буквальном смысле слова «на колени» Подколесину, зрители еще долго не забудут. «Приезжайте еще!» – крикнул кто-то из них уходящим за кулисы артистам.

«Я хочу сказать огромное спасибо организаторам фестиваля: и театру, и департаменту культуры, и администрации города, потому что знаю: создать фестиваль – это длинная дорога и огромный труд», – резюмировала директор театра «ФЭСТ» Наталья Дубко.

Елена Сенникова

Фото Ирины Елагиной и предоставлено организаторами фестиваля 

  • 113 (1846) 30.11.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru